руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Диагностика автомобилей

   

Современный автомобиль — это сложная машина, изготовленная из различных материалов, с высокой точностью обработки деталей. Автомобиль работает в различных дорожных и климатических условиях, поэтому механизмы его подвержены значительным температурным, механическим и химическим воздействиям. Безопасная, производительная и долговечная эксплуатация автомобилей возможна при условии, что его первоначальные качества, заданные конструктором и обеспеченные заводом-изготовителем, будут сохранены в процессе эксплуатации, или изменение этих качеств не будет значительным, не вызовет нарушения нормальной работы механизмов и агрегатов автомобиля.
Первоначальные свойства, качества и параметры машины в процессе эксплуатации изменяются.
Качество автомобиля обусловливается его динамичностью, топливной экономичностью, управляемостью, проходимостью, приспосабливаемостью к техническому обслуживанию и ремонту.
В зависимости от типа и назначения автомобиля, конкретных условий эксплуатации требования к его свойствам различны. Возможность реализовать свойства, заложенные в конструкцию автомобиля, в большей степени определяется его надежностью. Надежность — одно из важнейших свойств автомобиля, от которого зависит эффективность использования его по назначению.
Надежность — это свойство автомобиля выполнять
заданные функции без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, т. е. работать без остановок по техническим неисправностям (без отказов). Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность в течение некоторого пробега (наработки) без вынужденных перерывов.
Долговечность автомобиля — это свойство его сохранять работоспособность до предельного состояния (капитального ремонта) с необходимыми перерывами для технических обслуживании и текущих ремонтов. Предельное состояние автомобиля может определяться по износу его базовых и основных агрегатов (двигателя, коробки передач, ведущих мостов) и деталей (цилиндров, коленчатого вала, картера ведущего моста), по условиям безопасности движения, по изменению эксплуатационных свойств. Все эти данные приводятся в технической документации. Довольно часто предельное состояние автомобиля определяют по экономическим показателям.
Надежность автомобиля закладывается при его проектировании и производстве и поддерживается в процессе эксплуатации.
Показатели надежности автомобиля не остаются постоянными в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, накопления в них необратимых процессов (усталостных явлений, износа, коррозии) увеличивается вероятность появления неисправностей и отказов.
Основная задача рациональной технической эксплуатации автомобиля заключается прежде всего в том, чтобы как можно дольше сохранить его работоспособность и исправное состояние, не допускать отказов (особенно в напряженные периоды работы).
Отказ автомобиля — это такое состояние его, когда автомобиль непригоден к дальнейшей эксплуатации. Отказ может произойти вследствие разрушения, деформации или износа деталей, прекращения подачи топлива или смазки, изменения рабочих характеристик автомобиля (значительная потеря мощности двигателя, перерасход смазки, топлива, большой тормозной путь, сильные вибрации элементов подвески, трансмиссии и др.) или его агрегатов, когда они выходят за пределы допустимых норм, оговоренных техническими условиями.
В практике эксплуатации машин и при техническом диагностировании существует понятие неисправность автомобиля или его агрегата. Под неисправностью понимается такое состояние механизма, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, предъявляемых к нему.
Различают неисправности, не приводящие к отказам (разрушение окраски кузова, вмятины в кабине, отсутствие одной из ламп в осветительных приборах и др.), и неисправности, вызывающие отказы (отсутствие подачи топлива, перегрев деталей, закоксовывание впускного тракта двигателя, сильные стуки, пробуксовка механизма сцепления и др.). По последствиям отказы делятся на опасные и безопасные. Опасные отказы автомобиля — это отказы, возникновение которых представляет опасность для жизни или здоровья людей, обслуживающих автомобиль. Опасными, как правило, бывают отказы органов управления (тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов).
По характеру изменения состояния автомобиля (агрегата, механизма) отказы могут быть внезапными и постепенными. Такое деление отказов условно. Внезапные отказы в большинстве случаев являются следствием постепенного качественного изменения физико-механических свойств материалов.
Отказы могут возникать по различным причинам, например из-за погрешностей в конструкции, из-за нарушения технологии изготовления, в процессе эксплуатации и износа. Часто причиной отказа могут быть несколько факторов, действующих на механизм одновременно.
Конструкционные отказы проявляются преимущественно в первые периоды эксплуатации машин и у большинства автомобилей в результате недостатков конструкции.
Технологические отказы появляются в результате нарушения процесса изготовления деталей, технологии сборки, приработки, испытания автомобиля или неправильно выбранных материалов. Они также проявляются в самой ранней стадии эксплуатации автомобилей.
Эксплуатационные отказы возникают в случае нарушения установленных правил технической эксплуатации автомобиля, а также при несоответствии конструкции автомобиля условиям внешней среды и, заданным режимам работы.
Конструкционные, технологические и даже эксплуатационные отказы — явление в практике автомобильных хозяйств довольно редкое.
Автомобилисты-эксплуатационники, как правило, имеют дело с износными отказами, которые возникают в результате старения механизмов и постепенного накапливания в деталях необратимых изменений (рекристаллизации металла, коррозии, усталостные явления, а также изменения формы деталей, увеличение зазоров, нарушение герметичности и т. д.).
Изнашивание — это процесс постепенного изменения размера деталей во время эксплуатации автомобиля, при котором изменяются формы и состояние не всей детали, а только ее рабочих поверхностей. Результатом процесса изнашивания является износ, который обычно выражается в мм, но в отдельных случаях износ выражают в единицах веса (мг, гит. д.). Сам процесс изнашивания оценивается - скоростью изменения размеров детали в единицу времени (мм/ч) или на километр пробега (мм/км), на частоту вращения вала (мм/об), на единицу израсходованного топлива (мм/кг топлива) и др.
Общая закономерность нарастания износа двух сопряженных деталей представлена графически на рис. 1, где показан процесс изнашивания деталей подвижного сопряжения от момента его сборки до наступления предельной величины износа, который в данном случае определяется величиной зазора между деталями шероховатостей на рабочих поверхностях деталей, оставленных после обработки деталей на станках. Окончание приработки характеризуется увеличением величины износа деталей (зазора между ними), который обозначен точкой а; этот зазор называется номинальным.
Второй период — период нормальной эксплуатации сопряжения — длительный по времени (по пробегу), с малой скоростью нарастания износа деталей, называют периодом естественного изнашивания.
Темп нарастания износов зависит от многих факторов и в действительности не возрастает так плавно, как изображено на рисунке. Каждое ухудшение условий эксплуатации увеличивает темп изнашивания, тогда как проведение регулировочных работ, улучшение условий эксплуатации (свежее масло, меньшие нагрузки) снижает темп нарастания износов в данный период. Но общая закономерность изнашивания не изменится — износы будут нарастать и достигнут величины, обозначенной точкой б. Эта величина износа (зазора) является допустимой. Дальнейшая работа сопряжения проходит при увеличенном зазоре, с увеличением динамических нагрузок, худшей смазкой и, как следствие, с повышенной скоростью изнашивания деталей.
Третий период работы сопряжения называют периодом аварийного изнашивания. Работа сопряжения в этом периоде может привести к отказу и требует тщательного наблюдения. Износ не должен превышать предельную величину, обозначенную точкой в.
Численные значения номинального зазора (износа) задаются конструктором, а допустимого и предельного — определяют теоретически из условий прочности деталей, условий смазки и надежности сопряжения, проверяют экспериментально и вносят в технические условия.
Изнашивание деталей автомобиля зависит в первую очередь от условий их эксплуатации. Изнашивание деталей, образующих подвижные сопряжения, зависит от характера перемещения трущихся поверхностей — скольжения поверхностей относительно друг друга (трение скольжения), перекатывания (трение качения) или перекатывания со сдвигом. При трении скольжения характерно истирание деталей, а при трении качения — смятие и выкрашивание. Для деталей, работающих в условиях сложного трения, при котором происходит перекатывание со сдвигом, характерно выкрашивание. Наименьшая скорость выкрашивания деталей наблюдается в условиях, когда между деталями всегда имеется слой смазки — масляный клин, разделяющий детали. Масляный клин между деталями подвижного сопряжения может быть при строго определенных условиях, связанных со скоростью перемещения деталей, вязкостью и давлением масла, подаваемого в сопряжение, удельными нагрузками и с величиной зазора между деталями. При этом чем больше зазор, тем больше должны быть давление и вязкость масла, большие скорости перемещения деталей и меньшие удельные нагрузки на детали. Эти зависимости используются при эксплуатации автомобилей.
Для изношенных двигателей применяют более вязкие масла, снижают нагрузку на детали, увеличивают скорость вращения коленчатого вала.
Изнашивание деталей делят на четыре вида:
1             — механическое, при котором вследствие механического воздействия изменяются формы и объем трущихся частей без существенных физических и химических изменений;
2             — физико-механическое, при котором механическое изнашивание сопровождается существенными физическими изменениями;
3             — химико-механическое, при котором механическое изнашивание сопровождается существенными химическими изменениями (коррозия и др.);
4             — комплексное, при котором механическое изнашивание сопровождается существенными химическими и физическими изменениями деталей.
Для безаварийной работы автомобиля необходимо систематически проверять его техническое состояние. Используя методы и средства технического диагностирования, необходимо следить за изменением технических характеристик автомобиля и в первую очередь за состоянием механизмов, обеспечивающих безопасность движения, не допускать эксплуатации автомобилей с неисправностями, со значительным ухудшением рабочих характеристик.
Исправный (пригодный для выполнения транспортной работы и безопасного движения) автомобиль должен удовлетворять следующим основным требованиям:
двигатель — работать без стуков и перебоев, с минимальным содержанием окиси углерода и других вредных веществ в отработавших газах, легко запускаться, иметь
в системе зажигания приспособления для подавления помех радиоприему и полную герметичность системы питания;
контрольные приборы — давать стабильные показания;
сцепление — не пробуксовывать, включаться плавно и полностью выключаться;
все передачи в коробке передач — легко включаться и выключаться без стука и скрежета. Самопроизвольное выключение передач недопустимо;
ведущие мосты и карданные валы — при движении и торможении — не стучать и не вибрировать;
в картерах силовой передачи не должно быть чрезмерного нагрева и подтекания смазки. Нормальным считается нагрев картера, который выдерживает без ожога тыльная сторона ладони (около 60—65 °Q;
тормозная система — обеспечивает равномерное затормаживание всех колес, когда автомобиль при движении без нагрузки со скоростью 30 км/ч на сухом асфальте отклоняется от прямолинейного движения на угол не более 8° или занимает полосу движения не более 3,5 м, а тормозной путь (путь, пройденный с момента нажатия на тормозную педаль до полной остановки) не превышает для легковых автомобилей 7,2 м, для средних грузовиков — 9,5 м, для тяжелых грузовиков — 11,0 м при однократном нажатии на педаль привода;
стояночный тормоз — удерживает автомобиль независимо от нагрузки на уклоне не менее 16%, а рычаг (рукоятка) надежно удерживается запирающимся устройством. В системе должна быть хорошая герметичность и надежная работа всех приборов;
величина люфта рулевого управления не должна превышать норму, установленную заводом-изготовителем, все соединения должны быть прочно закреплены, зашплинтованы, рулевое колесо свободно вращаться и исправно действовать гидроусилитель;
внешние световые и сигнальные приборы — должны быть исправны, фары отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, указатели поворотов работать в установленном режиме.
При исправном состоянии автомобиль соответствует всем требованиям нормативно-технической документации.
Заключение о техническом состоянии механизма или
машины в целом дается на основе анализа параметров их технического состояния, в процессе диагностирования.
Техническая диагностика — область науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправностей машин и их механизмов, разрабатывающая методы и средства, с помощью которых дается заключение (ставится диагноз) о характере и существе неисправностей. Техническая диагностика определяет рациональную последовательность проверок механизмов и на основе изучения динамики параметров технического состояния агрегатов и сборочных единиц машины решает вопросы прогнозирования ресурсов и безотказной работы.
Практическая цель технического диагностирования — определение с минимальными затратами труда и времени технического состояния и причин неисправностей автомобиля без разборки и выдача рекомендаций по его техническому обслуживанию и ремонту.
В зависимости от результатов решения этих задач диагносты дают практические рекомендации, устанавливающие:
при техническом обслуживании — причины отказов; необходимость регулировки механизмов или замены отдельных деталей и механизмов при проведении очередного периодического технического обслуживания; необходимость отправки сборочных единиц, агрегатов и машины в целом на специализированные ремонтные предприятия для проведения капитального ремонта или в мастерские хозяйства, на станции технического обслуживания для проведения текущего ремонта;
при текущем ремонте — перечень деталей и узлов, подлежащих замене, а также механизмов, подлежащих регулировке;
при капитальном ремонте — качество проведенных работ.
«Диагностирование — процесс определения технического состояния машины или ее отдельных агрегатов без разборными методами. Диагностирование может быть объективным (осуществляемым с помощью контрольно-измерительных средств, специального оборудования, приборов, инструмента) и субъективным, проводимым с помощью органов чувств проверяющего человека и простейших технических средств — стетоскопа, динамометрического ключа и т. п., не позволяющих давать количественную оценку техническому состоянию сборочной единицы, агрегата или машины в целом. На практике, особенно в небольших по размерам автохозяйствах, часто объективные способы диагностирования сочетают с субъективными, которые нельзя считать достаточно надежными.
Инструментальные методы диагностирования — более совершенные и перспективные. Они дают количественную оценку состояния проверяемых объектов без их разборки, что позволяет значительно сократить затраты сил и средств на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, при этом не нарушается работа сборочных единиц и механизмов. Любая «разборка — сборка» механизма вызывает дополнительный износ деталей, порчу прокладок и сальников, нарушение резьбовых соединений и требует затрат рабочего времени. Кроме того, они позволяют наиболее достоверно прогнозировать период безотказной работы сборочной единицы, агрегата или машины в целом.
Субъективные (контрольно-диагностические) методы позволяют давать ориентировочную оценку технического состояния объектов проверки, без количественной оценки. Их используют, как правило, для предварительного диагноза.
Диагностированию подлежат наиболее важные характеристики автомобиля: развиваемая или потребляемая мощность, скорость движения, ускорение, движение по инерции (выбег), колебания, вибрации, путь торможения, расход топлива и т. д.
Техническая диагностика оперирует рядом специальных терминов и понятий.
Техническое состояние машины, агрегата или отдельного сопряжения зависит от состояния элементов (деталей), из которых состоит сопряжение (механизм), техническое состояние элементов определяется (оценивается) параметрами. Параметр — это физическая величина или функция, характеризующая работоспособность или исправность объекта диагностирования и изменяющаяся в процессе работы. При техническом диагностировании параметры технического состояния механизма подразделяют на структурные и диагностические. Структурный параметр — это физическая величина, непосредственно характеризующая техническое состояние или работоспособность механизма (машины): геометрическая форма, размеры, взаимное расположение и сопряжение деталей, чистота их поверхности, микроструктура материала, из которого изготовлены детали, и т. д.
Структурный параметр механизма может быть выражен в линейных мерах, в величине зазора, в изменении герметичности или прочности соединений, в изменении массы детали и т. д. Они, как правило, недоступны непосредственному измерению без разборки агрегатов и сборочных единиц.
Диагностический параметр — это тоже физическая величина, но контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая состояние или работоспособность машины.
Диагностический параметр может характеризовать техническое состояние как отдельных сопряжений или механизмов автомобиля, так и некоторой их совокупности, в зависимости от этого его называют частным или обобщенным.
Техническое диагностирование при определении технического состояния и прогнозирования ресурса механизма оперирует несколькими величинами параметров. Как структурные, так и диагностические параметры по своей величине (значению) могут быть номинальными, допускаемыми, предельными и текущими (на момент диагностирования).
Номинальное значение параметра — значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений.
Номинальная величина параметра бывает, как правило, у новых или капитально отремонтированных узлов и агрегатов после их обкатки и приработки.
Допускаемое значение параметра — граничное значение параметра, при котором сопряжение, сборочная единица, механизм оставляют без ремонта, регулировки или других предупредительных операций, обеспечивающее надежную работу изделия до следующего планового контроля. Ряд основных параметров машин и механизмов могут иметь два допускаемых значения. Одно из них рассчитывают, исходя из необходимости обеспечения безотказной работы механизма до следующего планового технического обслуживания (обычно до ТО-2), а второе — до очередного ремонта.
Предельное значение параметра — наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособная составная часть.
Предельная величина параметра — величина, при которой дальнейшая эксплуатация механизма недопустима по техническим условиям или нецелесообразна по технико-экономическим соображениям, так как при этом наступает резкое увеличение интенсивности изнашивания сопряжений или резкое снижение экономичности эксплуатации машины.
Текущее значение параметра — это фактическая величина параметра в данный момент времени, измеренная (полученная) в процессе диагностирования.
Диагностированием определяют необходимый ремонт, и этим способствуют повышению технического уровня эксплуатации автомобилей.

 

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru