руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Коробка передач

По числу передач (ступеней) переднего хода коробки передач подразделяются на трехступенчатые (ГАЗ-21 «Волга»), четырехступенчатые (ГАЗ-66, ГАЗ-24 «Волга» и др.) и пятиступенчатые (ЗИЛ-181, КрАЗ-257 и др.).
Пятиступенчатая коробка передач автомобиля КрАЗ-257 (рис. 61) имеет пятую передачу с передаточным числом, меньшим единицы. При включении пятой (ускоряющей) передачи ведомый вал 12 вращается быстрее ведущего вала 1> поэтому при той же скорости движения автомобиля уменьшается частота вращения коленчатого вала, что способствует экономии топлива и уменьшению износа деталей двигателя.
Все шестерни коробки, за исключением шестерен первой передачи 11 и 14, заднего хода- 22 и отбора мощности 19 находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. Шестерни пятой (7 и 18), третьей (8 и 17) и второй (10 и 15) передач установлены на ведомом валу на подшипниках скольжения. Масло к этим подшипникам подается насосом 21, приводимым в действие от промежуточного вала 13. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи включаются синхронизаторами 9 и 6.
Синхронизатор обеспечивает бесшумное и безударное включение передач, облегчает управление коробкой передач, снижает износ ее деталей, способствует более быстрому разгону автомобиля. Основные детали синхронизатора (рис. 62): корпус 2, два конусных кольца 4 и муфта 6 с зубчатыми венцами. Шестерня постоянного зацепления ведущего вала 1 (см. рис. 61) и шестерни 7,8 и 10 тех передач, которые включаются при помощи синхронизаторов, имеют конусные поверхности, соответствующие конусным поверхностям колец синхронизатора. Муфта синхронизатора 6 установлена на шлицах ведомого вала 12, а муфта синхронизатора 9 — на шлицах втулки, закрепленной на том же валу.
К выступам 7 (см. рис. 62) муфты 6, входящим в фигурные прорези 9 корпуса 2, крепится при помощи штифтов 8 обойма 3 вилки переключения передач.
При включении одной из передач муфта 6, соединенная с корпусом 2 фиксаторами 5, перемещается вместе, с корпусом к шестерне включаемой передачи до соприкосновения кольца 4 с конусной поверхностью 1 шестерни. Вследствие трения между конусными поверхностями шестерни и кольца корпус 2 поворачивается и впадинами прорезей 9 попадает на выступы 7 муфты 6 синхронизатора, что препятствует дальнейшему ее перемещению (муфта и корпус блокируются). Вследствие возникшего трения скорости вращения шестерни и муфты уравниваются, муфта 6 отжимает шарики фиксаторов 5 и передвигается до зацепления ее зубчатого венца с внутренними зубьями шестерни включаемой передачи.
Управление коробкой передач (автомобилей КрАЗ-257 осуществляется качающимся рычагом, закрепленным в шаровой опоре
3 (см. рис. 61). Включение шестерен на полную длину зубьев и невозможность произвольного выхода шестерен из зацепления обеспечивают фиксаторы-шарики, входящие в выемки ползунов 2 и нагруженные пружинами 4. Для предупреждения одновременного включения двух передач служит штифтовой замок 24, расположенный между ползунами в горизонтальной плоскости, а для предупреждения включения заднего хода — предохранитель в виде штифта с пружиной 23.
Гидромеханическая коробка передач (рис. 63) состоит из гидротрансформатора и ступенчатой коробки передач.
Гидротрансформатор — это гидравлическое устройство, обеспечивающее бесступенчатое изменение крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, в зависимости от условий движения автомобиля. Он состоит из трех колес с лопатками специальной формы. Насосное колесо 4 соединено с коленчатым валом двигателя, турбинное колесо 3 — с ведущим валом 1 коробки передач. Третье колесо, называемое реактором 5, установлено на муфте 6 свободного хода. Кожух; гидротрансформатора заполнен невспенивающимся маслом с высокой прочностью пленки и мало-изменяющейся вязкостью.
При вращении насосного колеса 4 масло, находящееся между его лопатками, приходит в движение. Центробежной силой масло отбрасывается к краю колеса и ударяется о лопатки турбинного колеса заставляя его и вал / вращаться. Выйдя из турбинного колеса, масло поступает на лопатки реактора 5. Здесь поток масла изменяет направление. Непрерывные струи действуют на лопатки турбинного колеса при входе и выходе масла, как бы отталкиваясь от лопаток реактора. Давление масла на лопатки турбинного колеса усиливается, создается дополнительный момент, равный моменту, который испытывает колесо реактора. Поэтому момент на турбинном колесе равен сумме моментов на насосном колесе и на реакторе, т. е. происходит бесступенчатое изменение крутящего момента двигателя гидротрансформатором.
Изменение крутящего момента в гидротрансформаторе зависит от частоты вращения турбинного колеса. Так, при снижении скорости движения автомобиля, вызванном повышенным сопротивлением дороги (подъем и др.), частота вращения турбинного колеса уменьшается, а крутящий момент увеличивается. Наоборот, по мере разгона автомобиля (увеличения частоты вращения турбинного колеса) крутящий момент в гидротрансформаторе и тяговая сила на ведущих колесах автомобиля уменьшаются.
При определенной частоте вращения вала 1 реактор 5 начинает вращаться на муфте 6 свободного хода, а гидротрансформатор автоматически переходит на режим гидравлической муфты (не преобразовывает крутящий момент).
Изменение крутящего момента в гидротрансформаторе сравнительно невелико (максимальное увеличение равно 3,2), и оно не обеспечивает автомобилю необходимых динамических свойств. Кроме того, средняя величина к. п. д. гидротрансформатора
значительно меньше, чем у ступенчатых коробок передач. Поэтому гидротрансформатор применяют совместно с коробкой передач, обеспечивающей также движение автомобиля задним ходом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru