руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Дизель ЯМЗ-240

Дизель ЯМЗ-240 имеет четыре головки цилиндров, каждая на три цилиндра.
Шатунно-поршневая группа. Поршни современных двигателей отливают из алюминиевых сплавов, так как их теплопроводность в 3—4 раза выше, чем чугуна, что понижает температуру поршня и повышает наполнение цилиндров. Кроме того, поршни из алюминиевых сплавов легче чугунных.
В связи с более сильным нагревом и большим расширением днища и головки поршня диаметр поршня в верхней части меньше, чем в нижней. При сборке двигателей поршни подбирают по гильзам цилиндров так, чтобы зазор между юбкой поршня и гильзой для разных двигателей составлял от 0,012 до 0,08 мм. Поршни, изготовленные из алюминиевого сплава, обычно имеют прорези, которые предупреждают заедание поршня при нагреве и позволяют уменьшить зазор между гильзой и юбкой поршня.
При нагреве поршень расширяется сильнее в направлении оси поршневого пальца, где в бобышках сосредоточена наибольшая масса металла. Чтобы поршень при нагреве получил цилиндрическую форму, его диаметр в плоскости, перпендикулярной оси пальца, делают больше, чем в осевом направлении (у ЗИЛ-131 на 0,52 мм). Покрытие юбки поршня тонким слоем олова улучшает приработку поршней к гильзам цилиндров и предохраняет их от задиров.
Для уменьшения силы ударов поршня о стенки гильзы при переходе его через в. м. т| в процессе сгорания-расширения ось отверстия под поршневой палец смещают от оси поршня в наиболее нагруженную сторону (на рис.' 4 влево) на 1,5 мм (ЗМЗ-66).
Для облегчения поршня и свободного прохода противовесов коленчатого вала при нижних положениях поршней нерабочая часть юбки вырезается.
Поршни двигателей ЯМЗ отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава. Головка поршня имеет форму овала. Разность диаметров головки и юбки поршня составляет 0,43 мм.
Поршневые кольца отливают из серого чугуна или чугуна, легированного хромом и вольфрамом (ЯМЗ). Для повышения износостойкости поверхность верхнего компрессионного кольца подвергают пористому хромированию, остальные кольца для ускорения приработки покрывают тонким слоем олова.
Зазоры между кольцами и канавками поршня на высоте не должны превышать 0,08 мм, зазор в стыке кольца — 0,2—0,5 мм. Стык (замок) у колец чаще прямой.
Для ускорения приработки компрессионных колец / и 2 (рис. 6) на их наружной и внутренней поверхностях выполняют фаски
или канавки, способствующие скручиванию кольца в такте расширения. В результате скручивания кольцо прижимается к гильзе только одной кромкой, следовательно, быстрее прирабатывается. У двигателей ЯМЗ для тех же целей на наружной поверхности второго и третьего компрессионных колец 2 выполнены канавки глубиной 0,3 мм, поверхность которых покрыта слоем олова (0,05—0,10 мм).
Маслосъемные кольца 3 устанавливают ниже компрессионных; количество их одно-два. Маслосъемное кольцо двигателей ЗМЗ и ЗИЛ состоит из двух стальных кольцевых дисков 4, осевого 5 и радиального 6 расширителей. Вследствие быстрой прирабатываемости и эластичности стальные кольца хорошо прилегают к гильзе цилиндра.
Поршневой палец 13 (рис. 7) изготовляют полым из легированной цементованной или углеродистой стали, закаленной нагревом токами высокой частоты. Наиболее распространены плавающие пальцы, свободно поворачивающиеся в верхней головке шатуна и в бобышках поршня. От осевого смещения плавающий палец предохраняется пружинными стопорными кольцами 14, расположенными в выточках бобышек поршня.
Шатуны изготовляют из легированной или углеродистой стали. В верхнюю головку шатуна запрессовывают втулку из специальной или оловянистой бронзы. Нижняя головка — разъемная, с тонкостенными стальными вкладышами 16, залитыми антифрикционным сплавом толщиной 0,3—0,4 мм.
Шатун 11 двигателей ЯМЗ имеет масляный канал, в который запрессована втулка, дозирующая поступление масла для смазки поршневого пальца. Плоскость разъема крышки 17 нижней Щ
головки шатуна расположена под углом 55° к оси стержня шатуна. Такая конструкция позволяет монтировать шатун через цилиндр. Для надежной фиксации крышки на плоскости разъема сделаны треугольные шлицы. Коленчатые валы штампуют из стали или отливают из магниевого чугуна (ЗМЗ-66). Последние проще в изготовлении и позволяют выполнить все шейки полыми. На рис. 8, а показана схема четырех опорного коленчатого вала шестицилиндрового двигала теля ЯМЗ-236, а на рис. 8,6 — пяти опорного коленчатого вала ^восьмицилиндровых двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЯМЗ-238. Правый и левый шатуны каждого цилиндра устанавливаются рядом на одну шейку коленчатого вала.
Коренные шейки коленчатого вала имеют больший диаметр, чем шатунные; для подвода масла от коренных шеек к шатунным просверливают наклонные каналы. Полости полых шатунных шеек представляют собой грязеуловители, которые при ремонте можно очищать, отвертывая пробки. Эти пробки для предотвращения самоотвертывания раскернивают.
Для уравновешивания центробежных сил и ослабления вибрации двигателя применяют противовесы 18 (см. рис. 7), которые выполняют как одно целое с валом или крепят к щекам вала винтами (ЯМЗ). Двигатели ЯМЗ имеют, кроме того, выносные противовесы 19 на носке коленчатого вала и на маховике.
В коренных и шатунных подшипниках применяют сталеалюминевые или триметаллические вкладыши. Антифрикционный слой сталеалюминевых вкладышей содержит 19—24% олова, около 1% меди, остальное — алюминий. Триметаллические вкладыши изготовляют из трехслойной ленты; стальная лента, металлокерамический подслой (60% меди и 40% никеля) и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6*. Коренные подшипники двигателей ЯМЗ-240—роликовые, их внутренними обоймами являются шейки коленчатого вала.
Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве двигателей воспринимаются упорной стальной шайбой 8 (рис. 9) и стальными, залитыми с одной стороны баббитом шайбами 6 и 7, расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. Передняя шайба 7 стороной, залитой баббитом, обращена к упорной шайбе 8. Задняя шайба стороной, залитой - баббитом, обращена к щеке коленчатого вала. В двигателях ЗИЛ упорные шайбы имеют медно-никелевый подслой, покрытый сплавом СОС-6-6. В двигателях ЯМЗ осевые нагрузки воспринимаются бронзовыми полукольцами, расположенными в заднем коренном подшипнике.

Осевой зазор коленчатого вала в двигателе ЗМЗ составляет 0,075—0,175 мм, в двигателях ЯМЗ — 0,121-—0,265 мм.
Гаситель или демпфер, устанавливают для разгрузки коленчатого вала от крутильных колебаний, возбуждаемых переменным крутящим моментом от действия сил давления газов и сил инерции.
Жидкостный гаситель крутильных колебаний двигателя ЯМЗ-240 состоит из стального корпуса 1 (рис. 10), закрепленного на переднем конце коленчатого вала, крышки 2 и чугунного маховика с бронзовой втулкой 4. Полость между маховиком, корпусом и крышкой заполнена жидкостью. Вязкость этой жидкости и зазоры в гасителе подобраны так, что маховичок 3 через слой жидкости увлекается корпусом /, проскальзывая поглощается в слое жидкости.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru