руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Рулевое управление

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес. Оно состоит из рулевого механизма, преобразующего поворот рулевого колеса в угловое перемещение сошки, и рулевого привода.
Рулевые механизмы могут иметь трущиеся пары: червяк и ролик (ГАЗ-66), червяк и сектор (КрАЗ-257), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540А).
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 (рис.J35) имеет глобоидальный червяк 1 и трех гребневый ролик 4. Ролик вращается
на двух игольчатых подшипниках, ось 3 ролика' запрессована в головку 5 вала 7 сошки, который вращается во втулке и цилиндрическом роликовом подшипнике.
Рулевое колесо 1 (рис. 86) закреплено на рулевом валу, установленном на двух шариковых подшипниках в рулевой колонке 2. Вращение к валу червяка рулевого механизма передается валом 6 с двумя карданными шарнирами 5 и 7. Для устранения осевого перемещения рулевого вала между торцом верхней вилки шарнира 5 и нижним подшипником установлены регулировочные шайбы.
Рулевая колонка 2 шарнирно крепится в кронштейну 4 при помощи рычагов 3 и резиновых втулок. Такая конструкция позволяет откидывать кабину вперед при техническом обслуживании.
Винт 3 (рис. 87) рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-131 соединяется с рулевым валом также промежуточным валом с двумя карданными шарнирами. При вращении винта перемещается шариковая гайка 4, связанная с поршнем-рейкой /. Поршень имеет рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором 11, выполненным! как одно целое с валом 10 рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки 1 вызывает поворот вала сошки.
Шариковая гайка 4 крепится к поршню-рейке 1 винтами 9. В нее вставлены два желоба 6, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики 5, выкатываясь при повороте винта 3 с одного конца гайки, возвращаются к другому ее концу. Картер рулевого механизма является одновременно цилиндром 2 гидравлического усилителя. На винте 3 установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними — золотник 7.
Рулевой механизм автомобилей МАЗ-500А и КрАЗ-255Б (рис. 88) состоит из винта 1 и шариковой гайки-рейки 4, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 5, вал которого является одновременно и валом сошки 6. Винт и гайка-рейка имеют полукруглые канавки, образующие спиральный канал, заполненный шариками 3. Вставленные в гайку-рейку штампованные направляющие 2 предотвращают выпадение шариков, образуя замкнутую систему для их перекатывания. Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой служит винт 7.
На автомобилях КрАЗ-257, КрАЗ-256Б и КрАЗ-214Б устанавливались рулевые механизмы с боковым расположением сектора. Цилиндрический
червяк 1 (рис. 89) находится в постоянном зацеплении с сектором 2, представляющим собой часть шестерни со спиральными зубьями. При среднем положении рулевого колеса зазор в зацеплении сектора с червяком устанавливается минимальным. Для увеличения зазора в крайних положениях сектора его зубья имеют постепенное понижение высоты от середины к краям.
Рулевой механизм с рабочей парой червяк — боковой сектор имеет сравнительно небольшие размеры и массу, поэтому устанавливается на автомобилях большой грузоподъемности. Недостаток конструкции — низкий к. п. д.
Рулевой привод связывает сошку рулевого механизма с поворотными цапфами управляемых колес. Основным элементом рулевого привода является рулевая трапеция, состоящая из балки передней оси, поперечной рулевой тяги и поворотных рычагов. За счет рулевой трапеции достигается поворот внутреннего управляемого колеса на больший угол, чем внешнего колеса, что необходимо для качения повернутых колес по различным радиусам без скольжения.
Для облегчения управления на автомобилях устанавливают гидравлические усилители (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540А).
Гидравлические усилители компактны и обладают способностью поглощать удары, передаваемые от дороги на рулевое колесо. Они бесшумны в работе, время их срабатывания невелико. Необходимость в надежном уплотнении и тщательном обслуживании является их недостатком.
Гидравлический усилитель выполняют отдельно от рулевого механизма (ГАЗ-66, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540А) или объединяют с ним водном картере (ЗИЛ-131).
Гидроусилитель автомобиля ГАЗ-66 состоит из насоса 11 (см. рис. 86), почти полностью унифицированного с насосом гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-13Г, клапана управления, расположенного на продольной рулевой тяге 10; силового цилиндра 13, шарнирно укрепленного на картере 14 главной передачи и связанного штоком поршня с поперечной рулевой тягой 12.
Насос 11 подает масло к клапану управления, золотник которого при помощи шарового пальца соединен с рулевой сошкой 9.
При повороте рулевого колеса происходит смещение золотника клапана управления, вследствие чего масло от насоса поступает в правую или левую полость цилиндра 13, который перемещает поперечную рулевую тягу 12, осуществляя поворот колес.
Давление в силовом цилиндре при повороте определяется величиной сопротивления повороту колес.
К наконечнику 2 (рис. 90, а) продольной рулевой тяги прикреплен корпус 3 клапана управления, внутри которого расположен золотник 1. Золотник может перемещаться относительно корпуса 3 на 1,5 мм в обе стороны от среднего положения. Полости А и Г (рис. 90, б) корпуса 3 соединены с силовым цилиндром, полость Б — с насосом, полость В — с бачком.

При нейтральном положении золотника (рулевое колесо неподвижно) масло от насоса поступает в полость Б, затем через зазоры между золотником 1 и корпусом в полости Л и Г и, наконец, в полость В, откуда возвращается в бачок насоса. При этом давление в полостях А и Г корпуса клапана и в обеих полостях силового цилиндра одинаково. При повороте рулевого колеса вправо или влево золотник клапана управления перемещается в пределах 1,5 мм в ту или другую сторону от среднего положения. При этом нагнетательная и сливная магистрали разобщаются, а масло из клапана управления (см. рис. 90, в и г) под давлением поступает в одну из полостей силового цилиндра. Из другой полости силового цилиндра масло выжимается через клапан управления в сливную магистраль.
При движении автомобиля по плохой дороге усилие на рулевом колесе возрастает с увеличением угла поворота управляемых колес («чувство дороги»). Это обеспечивается наличием отверстий 4 в золотнике: чем круче поворот колес, тем больше давление в полостях Д или Е, тем труднее удерживать золотник в смещенном положении.
На автомобилях КрАЗ-257 и КрАЗ-258 (седельный тягач) устанавливался пневматический усилитель рулевого управления. Теперь он заменен гидравлическим усилителем с силовым цилиндром в рулевом приводе.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru