руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Газораспределительный механизм

Двигатели современных отечественных автомобилей имеют механизмы газораспределения с нижним (ГАЗ-52, ЗИЛ-180К) или верхним расположением клапанов. При верхнем расположении клапанов:
компактная камера сгорания с более коротким путем горения рабочей смеси препятствует возникновению детонации и позволяет повысить степень сжатия;
отношение поверхности камеры сгорания к ее объему на 30—35% меньше, что сокращает потери теплоты в охлаждающую жидкость и повышает экономичность двигателя;
возможно увеличение размеров и высоты подъема впускных клапанов, а следовательно, повышение наполнения;
легко выполнять регулировку клапанного механизма. Распределительный вал может быть расположен в нижней или верхней части блока цилиндров.
При нижнем расположении распределительного вала его привод состоит из пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями: на коленчатом валу — стальная шестерня, а на распределительном—   текстолитовая (двигатели ЗМЗ) или чугунная (двигатели ЗИЛ). В высокооборотных двигателях автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-412» распределительный вал располагается в головке цилиндров и приводится во вращение бесшумной цепью. Верхнее расположение распределительного вала уменьшает шумность двигателя и облегчает уход за ним.
У двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (см. рис. 7) от шестерни 1 коленчатого вала получают вращение шестерни 2 распределительного вала и промежуточная шестерня привода масляного насоса. Шестерня 2 вращает шестерню 4 привода вентилятора. Вал топливного насоса высокого давления имеет привод от ведомой шестерни 5, получающей вращение от ведущей шестерни 3, закрепленной на распределительном валу сзади шестерни 2.
Вращение распределительному валу двигателя ЯМЗ-240 передается от заднего конца коленчатого вала. К переднему торну распределительного вала крепится фланец привода тахометра (указателя частоты вращения коленчатого вала) и топливоподкачивающих насосов.
Распределительный вал устанавливают в биметаллических (ЗМЗ, ЗИЛ) или металлокерамических (ЯМЗ) втулках.
Диаметры шеек распределительного вала для облегчения установки его в блок цилиндров выполняют уменьшающимися от переднего конца к заднему. Углы взаимного расположения кулачков на валу зависят: для одноименных кулачков — от числа и порядка работы цилиндров, а для разноименных — от фаз газораспределения.
Продольное смещение распределительного вала ограничивают упорным фланцем 3 (см. рис. 9), привернутым к блоку цилиндров. Распорная шайба 4, зажатая между ступицей 5 шестерни и торцом передней шейки распределительного вала, несколько толще фланца 3. Этим обеспечивается осевой зазор распределительного вала 0,08—0,208 мм.
На переднем конце распределительного вала двигателя ЗМЗ-66 крепится эксцентрик 1 привода топливного насоса и балансир 2, предназначенный для уравновешивания сил инерции, возникающих при вращении эксцентрика.
Толкатели поршневого типа изготовляют из стали с наплавленной чугунной пятой 1 (рис. 11, а). В двигателях ЯМЗ толкатели качающиеся роликовые (рис. 11, б); ролик 4 вращается на игольчатом подшипнике 5.
В месте соприкосновения со штангой в толкатель запрессована пята 3 со сферической поверхностью.
Штанги 6 (см. рис. 7) изготовляют полыми из стали (ЗИЛ-131, ЯМЗ) или дюралюминия (ЗМЗ-66) со стальными закаленными сферообразными наконечниками.
Коромысла 7 (см. рис. 5) устанавливают на общую ось, укрепленную на головке 5 цилиндров с помощью стоек, или каждое коромысло 8 (см. рис. 7) на отдельную ось 7. Положение оси коромысла фиксируется двумя штифтами.
Разрезная ось 11 толкателей 9 состоит из трех частей и опирается на четыре чугунные втулки 10. Распределительный вал 12 вращается в четырех металлокерамических втулках.
Клапаны имеют тарельчатую плоскую головку; для лучшего наполнения цилиндров диаметр головки впускного клапана делают больше, чем выпускного. Рабочую поверхность головки клапана наплавляют жаро и износостойким сплавом, стержень хромируют. На стержне клапана выполняется кольцевая выточка, в которую вставляют два сухаря 5 (рис. 12, а) для крепления пружины.
При верхнем расположении клапанов иногда устанавливают не одну, а две пружины на каждый клапан (см. рис. 7), чем достигаются уменьшение размеров пружин и большая надежность. Направление витков внутренней и наружной пружин должно быть разным, чтобы при поломке одной из них ее витки не могли попасть между витками другой.
Выпускные клапаны двигателей ЗМЗ-66 и ЗИЛ-131 выполняют полыми (см. рис. 12, а). Для лучшего охлаждения внутренние полости клапанов заполняют металлическим натрием, который имеет высокую теплопроводность и температуру плавления 98°С. При движении клапана расплавленный натрий, перемещаясь внутри стержня, переносит тепло от головки к стенкам стержня, которое затем передается направляющей втулке.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru