руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Смазка двигателя

Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей, она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии.
Сущность процесса смазки состоит в том, что молекулы масла под влиянием сил молекулярного притяжения распространяются по трущимся поверхностям и смачивают их. При этом те слои молекул, которые непосредственно соприкасаются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними и трение в основном происходит только между промежуточными слоями молекул масла. Так как сила притяжения между молекулами масла меньше, чем между маслом и материалом трущихся поверхностей, то и сопротивление их перемещению значительно понижается, что уменьшает потери мощности на преодоление трения. Способность смачивать поверхность твердого тела и образовывать прочную масляную пленку, защищающую трущиеся поверхности от износа, является одним из основных требований, предъявляемых к смазочным маслам.
Масла для двигателей. Основные показатели масел, применяемых для карбюраторных двигателей и дизелей, приведены в табл. 4.
Для двигателя ЗМЗ-66 следует применять масло АС-8 (М8Б), для ЗИЛ-131 — масло АС-8 или АСЗп-10, для ЯМЗ—летом ДС-11 или Дп-11, зимой ДС-8 или Дп-8. Здесь буквы А, М и Д означают соответственно автомобильное, моторное и дизельное масло; буква способ очистки (селективная) для карбюраторных двигателей или исходную нефть (сернистая) для дизельных масел; буква 3 — наличие специального загустителя; буква п. — наличие присадок. Цифры после букв указывают кинематическую вязкость в сантистоксах при 100°С.
Присадки добавляют для улучшения качества масла. Они могут изменять вязкость, понижать температуру застывания, повышать прочность пленки, препятствовать образованию в масле нагара и соединений, вызывающих коррозию металла. Присадки могут быть многофункциональными, обладающими одновременно моющими, антикоррозионными и другими свойствами.
Системы смазки двигателя. При комбинированной системе смазки, принятой в современных двигателях, часть деталей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием.
В двигателе ЗМЗ-66 (рис. 17) двухсекционный масляный насос через маслоприемник 5 забирает масло из картера и подает его в главную масляную магистраль и в фильтр центробежной очистки масла (центрифугу) 3.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала и втулки коромысел. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки, а привод прерывателя-распределителя—маслом, поступающим в полость 6 по каналу в блоке цилиндров из зазора между задней втулкой распределительного вала и его шейкой. Редукционный клапан 7 основной (верхней) секции масляного насоса располагается в передней части блока цилиндров с правой стороны, а редукционный клапан 4 дополнительной (нижней) секции — в корпусе самого насоса.
В двигателях ЯМЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки верхних головок шатунов, толкателей, коромысел и промежуточной шестерни привода масляного насоса. Циркуляция масла в системах смазки двигателей создается шестеренчатыми насосами. В карбюраторных двигателях давление масла — до 3—5 кгс/см2, в дизелях (с более нагруженными подшипниками) — до 5—7 кгс/см2.
Масляный насос приводится в действие от распределительного вала парой винтовых шестерен или от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню (ЯМЗ).
В двухсекционном масляном насосе (рис. 18) основная секция подает масло в систему смазки, а дополнительная — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-131) или в фильтр центробежной очистки масла (ЗМЗ-66).
В масляном насосе двигателя ЯМЗ основная секция состоит из шестерен 1 и 9, а дополнительная — из шестерен 6 и 7. Шестерни 1 и 6 насажены на валик 2, шестерня 3 которого получает вращение от промежуточной шестерни 5, сидящей на оси 4. Производительность основной секции — 105 л/мин, дополнительной (радиаторной) — 25 л/мин.
В системе смазки двигателя ЯМЗ-238 предусмотрена установка четырех клапанов: сливного (открывается при давлении масла 5,0—5,5 кгс/см2), предохранительного клапана 8 дополнительной секции (открывается при давлении 0,8—1,2 кгс/см2), редукционного клапана 10 (открывается при давлении 7,5 — 8,0 кгс/см2) и перепускного клапана фильтра грубой очистки масла (открывается при давлении 2,0—2,5 кгс/см2).
Перед пуском двигателя ЯМЗ-240 его система смазки должна быть заполнена маслом при помощи шестеренчатого маслоподкачивающего насоса, имеющего привод от электродвигателя и включаемого "из кабины водителя. Прокачка маслом перед пуском двигателя необходима в связи с тем, что из-за большой длины маслопроводов масляный насос не успевает заполнить всю систему смазки.
Очистка и охлаждение масла. Помимо сетчатых фильтров, применяют фильтры грубой и тонкой очистки масла, а также фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).
Масло поступает в фильтр центробежной очистки от масляного насоса или из системы смазки двигателя через пустотелую ось / ротора (рис. 19). Из пространства под колпаком 4 масло проходит через фильтрующую сетку 5 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает в картер двигателя. Под действием струй масла, выбрасываемых из жиклеров, пластмассовый ротор 3 приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 4 и оседают на них.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru