руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Устройство генератора

В двухполюсном генераторе постоянного тока имеются (рис. 191, а и б): корпус 1 с крышками 22 и 18; электромагниты, состоящие из двух полюсов 3 с обмотками 2 возбуждения; вращающийся якорь, состоящий из вала 4, сердечника 5, обмоток 9 и коллектора 10; щетки 13 и 20; приводной шкив 24. Корпус 1 генератора изготовлен из мягкой стали и имеет цилиндрическую форму. Внутри корпуса винтами закреплены два железных полюса 3, на которых из изолированного медного провода намотаны обмотки 2 возбуждения, образующие электромагниты.
С обеих сторон к корпусу присоединены две чугунные крышки 22 и 18, стягиваемые сквозными длинными болтами 17. В крышках на шарикоподшипниках 16 и 25 установлен вал 4 с якорем. Подшипник 25 со стороны привода закрыт с обеих сторон крышками с сальниками 21 и для смазки подшипника на крышке корпуса установлена масленка 26. Подшипник со стороны коллектора имеет сальник 14 с внутренней стороны, а снаружи закрыт глухой крышкой 15 на прокладке. Смазку закладывают в подшипник при сборке или при необходимости снимают для закладывания смазки крышку-
Подшипники с обеих сторон якоря закреплены на валу гайками. В некоторых моделях генераторов оба подшипника смазываются лишь при сборке и масленок не имеют.
На валу закреплен железный сердечник 5, изготовленный из отдельных пластин, изолированных одна от другой слоем окалины, имеющейся на пластинах. Это необходимо для того, чтобы в сердечнике, вращающемся в магнитном поле, не было циркуляции якорных токов, которые могли бы вызвать нагрев сердечника. Сердечник цилиндрической формы установлен между полюсами с небольшим зазором и служит для усиления магнитного потока между полюсами. В прямых глубоких пазах на сердечнике намотана изготовленная из изолированного медного провода обмотка 9 якоря, состоящая из отдельных секций. Концы обмотки каждой секции припаяны к коллектору 10 в определенной последовательности. В некоторых моделях генераторов применяют косые пазы на сердечнике, что уменьшает пульсацию тока.
Для автомобильных генераторов обычно применяют петлевую намотку якоря, при которой конец одной секции обмотки и начало другой секции припаяны к одной и той же пластине коллектора. Медные пластины коллектора закреплены наглухо на ласточкином хвосте в пазах на валу и изолированы от вала и одна от другой изоляцией. Обмотки прочно закреплены в пазах другой присоединен ко второй изолированной клемме 6 корпуса, имеющей метку LL1 (шунт). В корпус генератора завернут винт с меткой Л/, являющийся клеммой для присоединения провода от клеммы М (масса) реле-регулятора.
В корпусе генератора против щеток сделаны окна для их осмотра. Окна закрыты защитной лентой 11\ концы ленты стянуты винтом 12. На наружном конце вала якоря с противоположной стороны от коллектора закреплен на шпонке гайкой с шайбой приводной шкив 24 (литой или штампованный). Генератор ушками, имеющимися на крышках, с помощью болта шарнирно закреплен на кронштейне двигателя, и якорь генератора приводится в действие от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Натяжение ремня обычно регулируется поворотом генератора на крепящем болте. В установленном положении генератор фиксируется в кронштейне специальной планкой с болтом.
На автомобилях применяются генераторы с усиленным охлаждением, обеспечиваемым наружным обдувом корпуса с помощью специальной крыльчатки, закрепленной на шкиве, или же внутренней проточной вентиляцией. В генераторах с внутренней проточной вентиляцией в обеих крышках 18 и 22 сделаны окна, а на приводном шкиве 24 имеются вентиляционные лопасти 23. При вращении шкива его лопасти просасывают через корпус генератора воздух или обдувают корпус, в результате чего обмотки охлаждаются. При наличии вентиляции допускается более сильный ток в обмотках генератора без опасности их перегрева, поэтому мощность генераторов повышается без значительного увеличения их размеров.
Работает генератор следующим образом. При вращении якоря 3 (рис. 192, а) в магнитном поле, создаваемом электромагнитами 2, многочисленные витки обмотки якоря с большой быстротой пересекают магнитные силовые линии поля, и в обмотках индуктируется электродвижущая сила, а при замыкании цепи генератора по обмоткам идет ток. Так как все витки обмотки соединены между собой последовательно через пластины коллектора 4У то общее напряжение генератора получается значительно больше напряжения каждого витка. Щетки 1 и 5 установлены на коллекторе так, что находятся под наибольшим напряжением, получаемым в обмотках якоря.
Основная часть электрического тока, вырабатываемого генератором, с его щеток поступает во внешнюю сеть к потребителям. Часть тока проходит в обмотки возбуждения электромагнитов 2, подключенных к главным щеткам параллельно. К обмотке возбуждения ток поступает от плюсовой щетки 1 через приборы регулирования и через массу и минусовую щетку § возвращается на коллектор. Ток, проходя по обмоткам возбуждения, намагничивает полюсы, создавая сильное магнитное поле между полюсами, в котором и вращается якорь с обмотками.
В момент пуска, когда в обмотках возбуждения тока еще нет, ток в генераторе появляется из-за наличия магнитного поля, создаваемого вследствие остаточного магнетизма полюсов и корпуса.
Применяют также четырех полюсные генераторы (рис. 192, б), которые при тех же размерах развивают большую электрическую мощность. В таких генераторах в корпусе закреплено четыре полюса с обмотками возбуждения и соответственно установлено четыре щетки. Две щетки генератора (минусовые) соединены с массой, а другие две щетки (плюсовые) соединены с выводной изолированной клеммой на корпусе с меткой Я. В случае применения трехэлементного реле-регулятора один конец обмотки возбуждения, намотанной на полюсах последовательно, присоединен на массу, а другой — к изолированной клемме Ш на корпусе.
В случае применения четырехэлементного реле-регулятора обмотки возбуждения намотаны параллельно попарно на два полюса. Один конец каждой обмотки возбуждения соединен на массу, а другой присоединен к отдельной изолированной клемме на корпусе генератора (рис. 192, в). Клеммы имеют метки Ш1 и Ш2. В остальном конструкция четырех полюсного генератора одинакова с конструкцией двухполюсного генератора.
Рассмотренная конструкция двухполюсного генератора типа Г-108 или Г-130 напряжением 12 в, устанавливаемого на автомобилях «Москвич-408», «Волга», УАЗ и грузовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, является наиболее распространенной. Аналогичное устройство имеют и другие двухполюсные генераторы типа Г-12, Г-20, Г-21 и Г-22, устанавливаемые ранее на автомобилях ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, «Москвич», а также Г-56 автомобилей КрАЗ, Г-101 автомобиля «Чайка», Г-106 автомобилей МАЗ и Г-114 автомобиля «Запорожец». Все эти генераторы отличаются в основном лишь размерами и мощностью вырабатываемого тока.
На новых грузовых автомобилях, оборудованных дизелями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, применяют четырех полюсные генераторы Г-105 напряжением 24 в с двумя выводными клеммами, а на автомобилях ЗИЛ-111 и КрАЗ-214 и КрАЗ-221 — четырех полюсные генераторы типа Г-8В и Г-8 напряжением 12 в с тремя выводными клеммами.
На автомобилях высокой проходимости устанавливают обычно водостойкие генераторы, которые допускают в нерабочем состоянии кратковременное погружение их в пресную воду при преодолении автомобилем глубоких бродов. Так, например, на автомобиле ЗИЛ-131 установлен водостойкий генератор типа Г-51.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru