руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Реле-регулятор

Все три рассмотренных выше прибора, регулирующих работу генератора, обычно объединяются в одном трехэлементном комбинированном приборе, называемом реле-регулятором.
На автомобилях с карбюраторным двигателем для совместной работы с двухполюсным генератором с напряжением 12 в наибольшее применение получил трехэлементный реле-регулятор типа РР-24. Для автомобилей разных марок этот регулятор отличается только регулировочными данными.
Реле-регулятор типа РР-24 состоит из следующих частей (рис. 195): металлического основания 1 с изоляционной пластиной 2, реле обратного тока 3 (РОТ), ограничителя тока 4 (ОТ), регулятора напряжения 5 (РН), крышки 6, устанавливаемой на корпусе на уплотняющей прокладке 7 и укрепляемой на основании двумя винтами, добавочных сопротивлений 8, 9 и 10, укрепляемых с нижней стороны основания на изоляционной пластине, и трех выводных клемм Б, Я и Ш.
На корпусе имеется еще клемма, соединенная с массой, для присоединения провода от массы генератора.
Схема соединения всех приборов реле-регулятора показана на рис. 196. Один конец тонкой обмотки 1 реле обратного тока РОТ присоединен на массу, а другой конец — к сердечнику и через ярмо вместе с концом толстой обмотки 2 — к подвижному контакту 4 реле. Второй конец толстой обмотки 2 реле соединен с толстой обмоткой 7 ограничителя тока ОТ. Второй конец этой обмотки соединен с клеммой Я.
На сердечнике ограничителя тока, кроме основной обмотки 7, намотана дополнительная — ускоряющая обмотка 6 сопротивлением 1 Ом. Один конец обмотки соединен с сердечником и ярмом, а другой — с концом основной обмотки 7.
Один конец обмотки 11 регулятора напряжения РН соединен с массой, а второй — с добавочным сопротивлением 13, равным 13 Ом.
Неподвижные изолированные контакты регулятора напряжения и ограничителя тока соединены шиной 8, которая через добавочное сопротивление 14, равное 30 Ом, и клемму Я соединена с концом основной обмотки 7 ограничителя тока.
Ярмо и сердечники регулятора напряжения и ограничителя тока соединены через два добавочных сопротивления 13 и 12, равные 13 и 80 Ом.
Регулятор напряжения имеет магнитный шунт 10.
Клеммы реле-регулятора внутри соединены: клемма Б — с неподвижным изолированным контактом 3 реле обратного тока РОТ, клемма Я — с концом обмотки 7 ограничителя тока ОТ и клемма Ш — с ярмом регулятора напряжения РН. К клеммам реле-регулятора снаружи присоединены: к клемме Б — провод от потребителей и батареи 16 через амперметр 17, к клемме Я — провод от клеммы Я генератора 15, к клемме Ш — провод от клеммы III генератора.
При нормальных напряжениях и отдаваемом токе генератора контакты реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока замкнуты. Ток к потребителям идет по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — основная толстая обмотка 7 ограничителя тока — толстая обмотка 2 реле обратного тока и замкнутые контакты 4 и 3 — клемма Б реле-регулятора — потребители и батарея через амперметр 17 — масса — минусовая щетка генератора.
Ток на возбуждение генератора при этом идет, минуя добавочные сопротивления, по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — основная обмотка 7 ограничителя тока — дополнительная ускоряющая обмотка 6 — сердечник, ярмо ограничителя тока и замкнутые контакты 5 — соединительная шина 8 — замкнутые контакты 9 и ярмо регулятора напряжения — клемма Ш реле-регулятора — клемма 111 генератора — обмотка возбуждения — минусовая щетка генератора.
При повышении напряжения генератора ток, проходящий по намагничивающей обмотке 11 регулятора напряжения, вследствие увеличения числа оборотов якоря генератора усиливается, и контакты 9 регулятора размыкаются. При размыкании контактов регулятора напряжения ток на возбуждение идет через добавочные сопротивления 12 и 13 по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — основная обмотка 7 ограничителя тока — дополнительная ускоряющая обмотка 6 — сердечник и ярмо ограничителя тока — добавочные сопротивления 13 и 12 — клемма Ш реле-регулятора — провод — клемма III генератора — обмотка возбуждения — минусовая щетка генератора.
Общее дополнительное сопротивление, включаемое при этом в цепь обмотки возбуждения генератора, равно 93 Ом, поэтому напряжение генератора резко падает, намагничивание сердечника регулятора напряжения уменьшается, и его контакты 9 под действием пружины вновь замыкаются, выключая из цепи возбуждения добавочные сопротивления 12 и 13, затем контакты опять размыкаются и т. д. Вследствие непрерывного размыкания и замыкания контактов напряжение генератора поддерживается постоянным, несмотря на изменение числа оборотов его якоря.
Намагничивающая обмотка 11 регулятора напряжения включена последовательно с сопротивлением 13. При размыкании контактов 9 регулятора напряжения ток, проходящий через это сопротивление, увеличивается от действия тока, идущего на возбуждение. Вследствие этого напряжение в намагничивающей обмотке 11 регулятора напряжения в момент размыкания его контактов быстрее понижается, обеспечивая быстрое размагничивание его сердечника и ускоряя колебания якорька. В результате этого некоторые колебания напряжения генератора, вызываемые работой регулятора, становятся незаметными. Действие магнитного шунта 10 аналогично действию магнитного шунта, рассмотренного ранее.
При увеличении потребляемого тока генератора контакты5 ограничителя тока вследствие намагничивания сердечника основной обмоткой 7 размыкаются, и ток на возбуждение течет через добавочные сопротивления 12, 13 и сопротивление 14 но двум параллельным цепям. Первая цепь: плюсовая щетка генератора — клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — основная обмотка 7 ограничителя тока — дополнительная ускоряющая обмотка 6 — сердечник и ярмо ограничителя тока — добавочные сопротивления 13 и 12 — клемма Ш реле-регулятора — провод—клемма Ш генератора — обмотка возбуждения — минусовая щетка генератора. •
Одновременно ток идет и по второй цепи: плюсовая щетка генератора — клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — добавочное сопротивление 14 — соединительная шина 8 — замкнутые контакты 9 и ярмо регулятора напряжения — клеммы Ш реле-регулятора и генератора — обмотка возбуждения — минусовая щетка генератора.
При этом общее сопротивление, включаемое в цепь обмотки возбуждения генератора, возрастает. Это вызывает колебания якорька ограничителя тока, поэтому напряжение и ток генератора снижаются и устраняется возможность перегрузки генератора.
Дополнительная ускоряющая обмотка 6, намотанная на сердечник ограничителя тока, включена таким образом, что при замкнутых контактах ограничителя через нее проходит весь ток, идущий на возбуждение генератора. Поскольку направление этого тока совпадает с направлением тока в основной обмотке 7 (обмотки работают согласованно), то дополнительная обмотка усиливает намагничивание сердечника ограничителя тока при замкнутых его контактах. При размыкании контактов ток возбуждения проходит через включенные сопротивления, величина тока снижается и намагничивающее действие обмотки уменьшается. Все это способствует ускорению колебаний якорька ограничителя тока, что при перегрузках генератора приводит к уменьшению колебания его напряжения.
При уменьшении напряжения генератора ниже напряжения батареи вследствие снижения числа оборотов якоря контакты 3 и 4 реле обратного тока под действием обратного тока, идущего по толстой обмотке 2 от батареи, размыкаются, выключая генератор из цепи потребителей.
Реле-регулятор типа РР-24 применяют на автомобилях «Москвич-408», «Волга», ГАЗ-51А, ЗИЛ-164 и др.              ШШ
Аналогичное устройство и принцип действия имеют трехэлементные реле-регуляторы типа: РР-101, устанавливаемый на автомобилях «Чайка»; РР-130 — на автомобилях ГАЗ-53 А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и их модификациях.
На автомобилях «Москвич-407» и «Москвич-403» применяли двухэлементный реле-регулятор типа РР-102. В этом реле-регуляторе имеются: реле обратного тока РОТ (рис. 197, а) и регулятор напряжения РН. На сердечнике регулятора напряжения, кроме фунтовой намагничивающей обмотки 1, намотана еще вторая — толстая обмотка 2, включенная последовательно в сеть нагрузки генератора, что ограничивает максимальный ток, поступающий от генератора к потребителям. Таким образом, регулятор напряжения служит одновременно и ограничителем тока. Аналогичный по устройству и действию реле-регулятор типа РР-109 применен на автомобиле ЗАЗ-965А «Запорожец».
На грузовых автомобилях, оборудованных дизелями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, совместно с четырех полюсным генератором Г-105 с напряжением 24 в применен трехэлементный реле-регулятор типа РР-107, отличающийся от рассмотренного ранее тем, что на сердечнике регулятора напряжения РН (рис. 197, б), кроме фунтовой намагничивающей обмотки 7, намотана еще дополнительная — выравнивающая обмотка включенная через контакты регулятора напряжения РН и ограничителя тока ОТ последовательно с обмоткой возбуждения генератора.
На автомобилях КрАЗ-214 и его модификациях, совместно с четырех полюсным генератором Г-8 с напряжением 12 в с тремя выводными клеммами, применен четырехэлементный реле-регулятор РР-8, имеющий, кроме реле обратного тока и ограничителя тока, два регулятора напряжения, из которых каждый соединен с одной из секций двух параллельно включенных обмоток возбуждения генератора. Регуляторы напряжения, кроме основной намагничивающей фунтовой обмотки, имеют дополнительные выравнивающие обмотки. Наличие двух регуляторов напряжения снижает ток, проходящий через них, и повышает надежность работы реле-регулятора. Размыкание и замыкание контактов регулятора напряжения происходит одновременно, что обеспечивается перекрестным включением их выравнивающих обмоток.
Аналогично устроен и работает реле-регулятор типа РР-27, применяемый на автомобиле ЗИЛ-111 с четырех полюсным генератором типа Г-8В с напряжением 12 В
На автомобилях высокой проходимости обычно устанавливают брызгозащитные реле-регуляторы, имеющие дополнительное уплотнение между крышкой и корпусом и герметизированную конструкцию штепсельных разъемов. Так, например, на автомобиле ЗИЛ-131 применен брызгозащитный экранированный реле-регулятор типа РР-51.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru