руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Катушка зажигания

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения (6 или 12 в) в ток высокого напряжения (10 ООО—15 ООО в). Схема получения тока высокого напряжения в катушке показана на рис. 204.
Основными частями катушки зажигания являются сердечник 3, на котором намотаны первичная обмотка 2 и вторичная обмотка 4.
Первичная обмотка 2 выполнена из толстой проволоки и имеет малое число витков (около 300). Один конец обмотки через прерыватель 6 присоединен на массу, а другой — к источнику тока (батарее) 1. Вторичная обмотка 4 состоит из большого числа витков (около 16 ООО) и для получения небольших размеров катушки наматывается из очень тонкой проволоки. Один конец вторичной обмотки соединен через массу с боковым электродом
свечи зажигания 5, а другой — с центральным электродом.
Когда контакты прерывателя 6 замкнуты, по первичной обмотке 2 катушки от батареи 1 проходит ток низкого напряжения. При этом вокруг обмотки создается магнитное поле, усиливаемое железным сердечником 3.
При размыкании контактов прерывателя 6 ток в первичной обмотке 2 исчезает и силовые линии магнитного поля, сокращаясь, пересекают витки вторичной обмотки 4. При этом в каждом витке ее возникает электродвижущая сила. Вследствие того, что вторичная обмотка имеет большое число витков и все они соединены последовательно, общее напряжение на ее концах получается очень высоким и доходит до 10 000—15 000 в при напряжении первичного тока 12 е. В результате возникновения высокого напряжения между электродами свечи 5 зажигания, соединенными со вторичной обмоткой, проскакивает сильная электрическая искра, обеспечивающая воспламенение сжатой в цилиндре смеси. При замыкании контактов прерывателя 6 в первичной обмотке 2 снова появляется ток и создается магнитное поле, а при размыкании опять индуктируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке 4, который подводится к электродам следующей свечи при помощи специального распределителя.
При размыкании контактов прерывателя 6 силовые линии магнитного поля первичной обмотки 2 катушки пересекают также и ее собственные витки, индуктируя в них собственную электродвижущую силу, вызывающую появление в замкнутой первичной цени тока самоиндукции. Этот ток при размыкании цепи прерывателем имеет то же направление, что и основной
ток, идущий по обмотке (сплошные стрелки на рис. 204). Вследствие этого напряжение в первичной обмотке в момент размыкания контактов значительно возрастает, в результате чего появляется сильная искра между контактами прерывателя. Под действием искры контакты быстро обгорают, что нарушает нормальную работу прерывателя. Кроме того, вследствие появления искры между контактами замедляется резкость размыкания первичной цепи и резкость сокращения силовых линий магнитного поля, что приводит к понижению напряжения тока, индуктируемого во вторичной обмотке, и к ослаблению искры в свече.
Для поглощения тока самоиндукции и уменьшения искрения между контактами прерывателя к нему присоединен конденсатор 7.
Конденсатор состоит из двух металлических листочков (обкладок) и слоя изоляционной бумаги, разделяющей листочки. Один листочек соединен с неподвижным контактом прерывателя 6, а другой — с подвижным, т. е. конденсатор включен параллельно контактам прерывателя. Конденсатор, имея большую поверхность металлических обкладок, обладает значительной электрической емкостью. Благодаря этому конденсатор при размыкании контактов прерывателя 6 поглощает избыточную электрическую энергию тока самоиндукции и заряжается, вследствие чего размыкание контактов прерывателя происходит почти без искрения. Одна из обкладок конденсатора получает положительный заряд (плюс), а другая — отрицательный (минус).
Обкладки конденсатора соединены между собой через первичную обмотку катушки и источник тока и имеют различные по знаку заряды, вследствие чего после зарядки конденсатор быстро разряжается через первичную цепь. При этом направление тока разрядки конденсатора противоположно направлению основного первичного тока (штриховые стрелки на рис. 204), что способствует более быстрому размагничиванию сердечника катушки и более резкому сокращению силовых линий магнитного поля. В результате во вторичной обмотке получается большое напряжение и повышается интенсивность искры между электродами свечи. После этого разряда обкладки конденсатора снова заряжаются, но зарядами противоположного знака. Вновь происходит разряд и т. д., пока электрическая энергия, запасенная в конденсаторе, не будет израсходована на различного рода потери. Поэтому разряд конденсатора имеет колебательный затухающий характер. Этот разряд сопровождается колебаниями магнитного поля в катушке, оказывая влияние на вторичную обмотку и способствуя увеличению длительности действия искры, проскакивающей между электродами свечи зажигания.
Колебательный разряд совершается с большой быстротой, и к началу следующего размыкания контактов прерывателя конденсатор оказывается полностью разряженным и подготовленным к следующему циклу.
Значительное применение на автомобилях имеет катушка зажигания типа Б-1 с выносным добавочным сопротивлением. В катушке зажигания имеются: железный сердечник 2 (рис. 205), первичная обмотка 4, вторичная обмотка крышка 8 с клеммами, фарфоровый изолятор 1, листы железа 5 магнитной цепи и корпус 6.
Сердечник 2 набран из отдельных пластинок мягкого трансформаторного железа для устранения возникновения в нем вихревых токов и заключен в изоляционную из промасленного картона трубку. На сердечнике сначала намотана вторичная обмотка 3, состоящая из большого числа витков (19 ООО) тонкой изолированной проволоки (диаметром 0,1). Слои обмотки чередуются со слоями изоляционной бумаги. Сверху намотана первичная обмотка 4 из толстой изолированной проволоки (диаметром 0,75 мм), имеющая небольшое число витков (330). Снаружи обмотки покрыты изоляционной бумагой и установлены в стальном цельнотянутом корпусе 6, имеющем с одной стороны глухую крышку, а с другой — крышку 8 из изоляционного материала (карболита) с клеммами 7, .9, 10 и 11. Края корпуса наглухо завальцованы на буртике крышки на прокладке из маслобензостойкой резины. Над обмотками установлен фарфоровый изолятор 1, устраняющий возможность пробивания тока через изоляцию обмоток на корпус. Вокруг катушки в корпусе расположено несколько слоев мягкого железа 5, служащего для замыкания магнитного потока сердечника катушки. Обмотки катушки пропитаны трансформаторным маслом. Внутреннее пространство между катушкой и корпусом заполнено изоляционной массой — битумным компаундом,
затвердевшим после заливки в корпус. На корпусе закреплена скоба 14, служащая для закрепления катушки на автомобиле.
Один конец первичной обмотки 4 катушки присоединен к клемме 7, а другой конец — к клемме 10. К этой же клемме присоединен один конец вторичной обмотки 3, а второй конец ее соединен с центральной клеммой 9 крышки. Сбоку на корпусе катушки между лапами скобы крепится добавочное сопротивление в виде отдельного узла, состоящего из фарфорового, составленного из двух половин, изолятора 13, в канавках которого расположена спираль 12 из железной проволоки. Выводные пластины добавочного сопротивления присоединены к клемме 10 катушки, имеющей метку ВК на крышке, и к клемме 11 с меткой ВК-Б.
В катушке зажигания, имеющей добавочное сопротивление, при работе происходит автоматическая регулировка первичного тока. Это обеспечивается тем, что сопротивление спирали, включенной последовательно в первичную цепь, меняется в зависимости от температуры. Когда двигатель работает
с малым числом оборотов, контакты прерывателя размыкаются редко, и по первичной обмотке 4 катушки и через сопротивление 12 идет сильный ток, вызывающий нагрев железной спирали. Вследствие нагрева сопротивление спирали возрастает, что ограничивает ток в первичной цепи и устраняет возможность перегрева обмотки.
При больших числах оборотов коленчатого вала двигателя контакты прерывателя размыкаются очень часто, и длительность их замкнутого состояния значительно сокращается, в результате чего ток в первичной обмотке 4 уменьшается, ослабляя силу искры в свечах. При этом железная спираль охлаждается и сопротивление ее, а следовательно, и сопротивление всей первичной цепи понижается, поэтому ток в первичной обмотке увеличивается, обеспечивая получение более высокого напряжения во вторичной цепи и достаточно сильной искры в свечах зажигания.
При пуске двигателя стартером сопротивление 12 выключается из первичной цепи путем замыкания клемм 10 и 11 специальным переключателем, связанным с педалью или кнопкой включения стартера. Тогда по первичной обмотке 4 начинает проходить большой ток, и напряжение во вторичной цепи повышается, что способствует получению более сильной искры в свечах и повышению надежности пуска двигателя.
На автомобилях получила также значительное применение катушка важигания типа Б-13, которая устроена и работает в основном так же, как рассмотренная выше катушка. В целях повышения напряжения вторичного тока обмоточные данные катушки изменены: первичная обмотка имеет 270 витков, вторичная — 26 ООО витков, диаметр провода 0,08 мм. Для повышения надежности работы катушки внутреннее пространство ее заполнено вместо твердой изоляционной массы жидким диэлектриком — трансформаторным маслом. Катушку типа Б-13 применяют на всех моделях автомобилей, оборудованных V-образными восьмицилиндровыми двигателями. Катушку закрепляют на автомобиле карболитовой крышкой кверху.
На специальных автомобилях высокой проходимости устанавливают экранированные герметичные катушки зажигания (например, катушка типа Б102-Б автомобиля ЗИЛ-131).
Прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока
высокого напряжения
Прерыватель служит для размыкания И замыкания первичной цепи катушки зажигания, а распределитель — для направления тока высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком работы двигателя. Прерыватель и распределитель собраны вместе в одном приборе, называемом распределителем, и приводятся в действие одним валиком.
В распределителе типа Р-13 (рис. 206), устанавливаемом на автомобилях ГАЭ-53А, ГАЗ-66, «Чайка», имеются: корпус 13, валик 19, неподвижный диск 11, подвижный диск 12 с контактами 8 и 21 прерывателя, кулачок 24 прерывателя, конденсатор 6, пластины с гайками 17 для ручной регулировки момента зажигания, центробежный регулятор опережения зажигания с грузиками 20, вакуумный регулятор 5 опережения зажигания, ротор 3 распределителя и крышка 4 с гнездами для проводов.
Корпус 13 изготовлен из чугуна и служит основанием для установки всех частей распределителя. В приливе корпуса на втулках установлен валик 19. Для смазки подшипников валика имеется колпачковая масленка 14. Верхний конец валика через механизм центробежного регулятора опережения зажигания со втулкой 26 соединен с кулачком 24 прерывателя, число граней которого равно числу цилиндров двигателя. На неподвижном диске 11, закрепленном в корпусе, на шарикоподшипнике 28 установлен подвижной диск 12 с прерывателем, состоящим из подвижного контакта, закрепленного на качающемся рычажке, и неподвижного контакта 8, закрепленного в кронштейне 10. Подвижный рычажок 21 с контактом (молоточек) установлен своей изоляционной текстолитовой колодкой на оси 23, закрепленной в подвижном диске. Выступ текстолитовой колодки молоточка прижимается к граням кулачка 24 плоской стальной пружиной. Молоточек через пружину и проводник соединен с изолированной клеммой 9 на корпусе. К клемме присоединен провод от катушки зажигания.
Неподвижный контакт 8 прерывателя (наковальня) с кронштейном 10, закрепленным винтом на подвижном диске, соединен с массой. Кронштейн 10 с неподвижным контактом можно перемещать путем поворота эксцентрикового винта 22, завернутого в диск и входящего в вырез конца кронштейна. Перемещением кронштейна с неподвижным контактом регулируют зазор между контактами при разомкнутом их состоянии. Этот зазор должен быть равен 0,30—0,40 мм. В отрегулированном положении кронштейн с неподвижным контактом стопорят винтом 29, входящим в прорезь кронштейна и завернутым в подвижный диск. Для смазки граней кулачка на подвижном
диско скобкой закреплен войлочный фитиль 7, прикасающийся к кулачку. Смазочный фитиль также установлен сверху в выточку втулки 26.
Конденсатор 6, заключенный в металлический корпус, закреплен на подвижном диске. Обкладки его соединены проводами с массой и молоточком, т. е. включены параллельно контактам прерывателя.
Снизу на корпусе установлены пластины, регулировочными гайками 17, служащими для ручной корректировки угла опережения зажигания (октан-корректор). Верхняя пластина 16 с указателем прикреплена винтами к корпусу распределителя, а нижняя 18 с нанесенной на ней шкалой крепится винтом наглухо к двигателю. Сбоку корпуса прикреплен вакуумный регулятор 5 опережения зажигания. Тяга 25 вакуумного регулятора соединена с подвижным диском 12 прерывателя. Сверху на втулке кулачка 24 закреплен карболитовый ротор 3 распределителя с металлической пластиной. На корпусе распределителя установлена карболитовая крышка 4, закрепленная защелками. В крышке имеются центральная клемма 1, соединенная при помощи угольного контакта 2 (щетки) с металлической пластинкой ротора, и боковые клеммы 27. При вращении ротора конец пластины проходит около внутренних электродов боковых клемм крышки с зазором 0,25 мм. Центральная клемма 1 крышки соединена проводом с клеммой вторичной обмотки катушки зажигания, а боковые клеммы 27 соединены проводами со свечами зажигания.
Распределитель типа Р-13 установлен хвостовиком корпуса в гнездо блок-картера двигателя в задней его части и закрепляется на блоке винтом с помощью нижней пластины 18 октан-корректора. Валик распределителя соединяется с промежуточным валиком, шестерня которого сцеплена с приводной шестерней распределительного вала. От распределительного вала осуществляется привод распределителя у всех двигателей. Валик распределителя вращается в 2 раза медленнее коленчатого вала.
Распределители аналогичной конструкции устанавливают и на других автомобилях (типа Р4-В на автомобилях ЗИЛ-130, Р-107 на автомобилях «Москвич-408» и т. д.).
Устройства для регулировки момента зажигания рабочей смеси
Момент зажигания рабочей смеси оказывает большое влияние на эффективность работы двигателя, т. е. на его мощность и экономичность.
Поздним зажиганием рабочей смеси называется зажигание ее в тот момент, когда поршень находится в в. м. т. в конце такта сжатия.
При позднем зажигании и средних числах оборотов вала двигателя смесь не будет успевать воспламеняться и сгорать к началу рабочего хода, а горение смеси будет продолжаться уже при начавшемся движении поршня вниз. Вследствие этого понижается давление газов на поршень, что вызывает снижение мощности и экономичности двигателя. Кроме того, получается значительный перегрев двигателя и нагревание выпускного трубопровода, так как горящая смесь, соприкасаясь с большой поверхностью цилиндров, значительную часть тепла отдает охлаждающей воде и частично догорает при выпуске.
Ранним зажиганием смеси называется зажигание ее раньше прихода поршня в в. м. т. При чрезмерно раннем зажигании получается преждевременное воспламенение и сгорание смеси, вследствие чего давление газов направлено навстречу движущемуся к в. м. т. поршню, что сильно снижает мощность и экономичность двигателя и сопровождается стуками поршневых пальцев, ведущими к усиленному износу деталей.
Раннее зажигание может быть причиной возникновения детонации топлива.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru