руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

ТРАНЗИСТОРНАЯ (ПОЛУПРОВОДНИКОВАЯ) СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Кроме рассмотренной выше системы батарейного зажигания, за последнее время начинает внедряться в практику усовершенствованная система зажигания, использующая положительные свойства полупроводниковых элементов и получившая название контактно-транзисторной системы зажигания.
Такая система, как и обычная, включает: катушку зажигания, но с измененными обмоточными данными; обычный прерыватель — распределитель с центробежным и вакуумным регуляторами момента зажигания, но без конденсатора; свечи зажигания. Дополнительно в систему входят: транзисторный коммутатор, состоящий из германиевого полупроводникового элемента — транзистора, специального трансформатора и блока защиты транзистора.
Так, в серийном транзисторном коммутаторе типа ТК-102 (рис. 211, я, б) применен германиевый транзистор 1 (типа ГТ701А), работающий совместно с трансформатором 15 и сопротивлением 2. Клеммы транзистора 1 соединены с массой, с прерывателем 12 обычного типа и с первичной обмоткой 6 катушки зажигания типа Б-114, обеспечивающей получение вторичного тока более высокого напряжения, чем в обычной катушке (20—26 тыс. в). Это достигается более высоким соотношением числа витков вторичной 7 и первичной 6 обмоток катушки (соответственно 41 500 и 180 витков).
Первичная обмотка 6 катушки через добавочное сопротивление, которое может замыкаться выключателем: соединена с плюсовой клеммой батареи 10.
За счет того, что в транзисторе 1 имеются две цепи: управления (база— эмиттер) и силовая цепь (коллектор — эмиттер), он выполняет роль выключателя, автоматически замыкающего и размыкающего силовую цепь на первичную обмотку катушки зажигания под влиянием слабого тока управления, поступающего в транзистор через прерыватель.
При замыкании контактов прерывателя 12 по цепи управления транзистора 1 (база — эмиттер) начинает проходить незначительный по своей величине ток (0,3—0,8 с), под действием которого силовая цепь транзистора (коллектор — эмиттер) открывается, и через первичную обмотку 6 катушки проходит от батареи 10 первичный ток, больший по своей величине (около 7 а), чем обычно, и не снижающийся при значительном повышении числа оборотов двигателя. При размыкании контактов прерывателя 12 ток в цепи управления транзистора 1 исчезает, И транзистор резко запирает силовую цепь, размыкая цепь первичной обмотки 6 катушки. Вследствие этого во вторичной обмотке 7 катушки индуктируется высокое напряжение, подводимое распределителем 8 обычного типа к электродам свечей зажигания, имеющих более значительный искровой зазор, чем обычно (1,0—1,5 мм). Это обеспечивает высокую надежность воспламенения горючей смеси.
Специальный трансформатор 15 с сопротивлением 2, подключенные к транзистору 1, ускоряют процесс размыкания силовой цепи, способствуют
которые практически почти не изнашиваются, и позволяет отказаться от конденсатора. Кроме того, при этой системе за счет более резкого исчезновения первичного тока, имеющего большую величину, и измененных обмоточных данных катушки возрастает напряжение вторичного тока, имея стабильный характер при значительных изменениях числа оборотов двигателя. Это дает возможность при повышенном зазоре между электродами свечей повысить интенсивность искрообразования в свечах и обеспечить высокую надежность работы системы зажигания и двигателя даже при весьма высоких его максимальных числах оборотов. Из-за этих положительных качеств контактно-транзисторная система зажигания получает на отечественных автомобилях все большее распространение (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.).

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ
В двухтактных дизелях ЯМЗ электрическую систему зажигания используют для воспламенения топлива в пусковом подогревателе. Система зажигания (рис. 212) имеет катушку зажигания 3, включатель 4 зажигания с сигнальной лампой 5 и свечу зажигания 7.
Катушка зажигания, кроме сердечника с первичной и вторичной обмотками, имеет электромагнитный прерыватель Ц включенный в первичную цепь и расположенный сверху катушки в специальном кожухе. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 1. При включении зажигания загорается сигнальная лампа 5, и по первичной обмотке катушки 3 при сомкнутых контактах прерывателя 2 проходит ток от аккумуляторной батареи 6. При прохождении тока в сердечнике катушки возникает магнитное поле,
притягивающее якорек с подвижным контактом прерывателя — контакты прерывателя размыкаются. При размыкании первичной цепи магнитное поле исчезает, и контакты снова замыкаются, включая первичную обмотку в цепь, и т. д. Вследствие прерывания первичного тока во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения, вызывающий появление искры между электродами свечи зажигания 7. От этой искры топливо воспламеняется и, сгорая, подогревает воздух, питающий двигатель при пуске.

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ
Установка зажигания необходима для правильного соединения распределителя с приводом от двигателя и со свечами зажигания для того, чтобы искра в цилиндры двигателя подавалась в нужные моменты. Установка зажигания включает следующие основные операции:
1)            установку поршня первого цилиндра двигателя в в. м. т. конца такта сжатия, что определяется через отверстие вывернутой свечи по давлению в цилиндре;
2)            установку прерывателя на начало размыкания контактов;
3)            соединение проводов от распределителя к свечам в соответствии с порядком работы двигателя.
При правильной установке распределителя на двигателе последовательность операций при установке зажигания, применяемая, например, на автомобилях ЗИЛ-130, следующая:
1.            Поворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить при такте сжатия в первом цилиндре отверстие на шкиве коленчатого вала с риской 9° на указателе установки зажигания, закрепленном на датчике ограничителя числа оборотов.
2.            Отпустить болты крепления пластин октан-корректора к блоку и вращением регулировочных винтов установить стрелку октан-корректора против середины шкалы (0) и туго завернуть болты. Ослабить винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Отсоединить трубку вакуумного регулятора.
3.            Проворачивать корпус распределителя против вращения валика до начала размыкания контактов прерывателя, устранив предварительно зазор в приводе кулачка прерывателя, и затянуть в этом положении винт крепления верхней пластины к корпусу распределителя. Начало размыкания контактов прерывателя можно точно определить включением параллельно контактам электрической лампы (например, подкапотной). При замкнутых контактах и включенном зажигании лампа не горит, а при размыкании контактов зажигается.
4.            Поставить крышку распределителя на корпус и соединить провод, к электроду которого подошла разносная пластина ротора распределителя, со свечой первого цилиндра; остальные провода соединить в соответствии с направлением вращения ротора и порядком работы двигателя. Присоединить трубку вакуумного регулятора.
5.            Проверить установку зажигания при движении автомобиля и уточнить регулировку гайками октан-корректора.
Зажигание должно быть установлено возможно более ранним, но без признаков детонаций в двигателе при нормальных нагрузках и плавном их возрастании. На прогретом двигателе при движении на прямой передаче при резком полном открытии дроссельной заслонки разгон груженого автомобиля от скорости 20—25 до 50 км/ч (т. е. при резкой перегрузке двигателя) должен сопровождаться появлением ощутимой детонации. Если детонации совершенно не наблюдается, надо увеличить угол опережения зажигания, а при усиленной детонации уменьшить его.
В случае, если распределитель был снят с двигателя, то при обратной его установке необходимо соблюдать определенные правила, характерные для каждой модели двигателя и излагаемые в заводских инструкциях, чтобы обеспечить правильное положение распределителя па двигателе и правильное соединение его вала с приводным валом.
На автомобилях других марок установку зажигания проводят в аналогичной последовательности.
Необходимое положение поршня первого цилиндра при этом определяется по соответствующим меткам: например, у автомобиля «Волга», ГАЗ-5ЭА, ГАЗ-66 и «Чайка» — совмещением соответствующей метки шкива коленчатого вала с указателем; у автомобиля «Москвич-408» — совмещением метки МЗ на маховике (запрессованный шарик) с указателем на картере сцепления; у автомобилей ЗИЛ-164А для установки зажигания имеется установочный палец на крышке распределительных шестерен и т. д.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru