руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

ПРИВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА СТАРТЕРОВ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Приводное устройство стартера обеспечивает передачу вращения с вала стартера при его включении на коленчатый вал двигателя и разъединение их после пуска двигателя. Вращение с вала стартера при его включении передается на вал двигателя с помощью двух шестерен, из которых малая шестерня соединена с валом стартера, а большая шестерня выполнена в виде зубчатого венца на ободе маховика. Большое передаточное число приводных шестерен (около 10) позволяет при сравнительно небольшой мощности стартера получить необходимое значение крутящего момента на валу двигателя, обеспечивающее проворачивание его с надлежащим числом оборотов при пуске. Применяют два типа приводных устройств: с принудительным механическим включением шестерен (непосредственный ножной привод) и с принудительным электромагнитным включением (дистанционное управление).
корпуса стартера. Нижний конец вилки охватывает муфту включения 21, надетую на втулку 3 и закрепленную стопорным кольцом. Муфта включения 21 отжимается до упора в стопорное кольцо втулки пружиной 7, установленной на втулке. Втулка 3, свободно надетая на вал 9, соединяется с ним на шлицах и может перемещаться вдоль него. Втулка 3 соединена с приводной шестерней 6 при помощи муфты свободного хода.
Муфта свободного ,хода (рис. 215, а) состоит из наружной обоймы 2, внутренней обоймы 8 и заклинивающихся роликов 3 с плунжерами 4 и пружинами 5. Внутренняя обойма 8 изготовлена как одно целое с приводной шестерней 6, свободно установленной на втулке на валу якоря стартера. Наружная обойма 2 закреплена на фланце шлицевой втулки 1 и имеет выемки с наклонной плоскостью. Между обоймами в выемках установлены ролики 3, отжимаемые плунжерами 4 с
пружинами 5, установленными в гнездах наружной обоймы. Наружная обойма вместе с опорным кольцом 9 роликов охватывается кожухом 7, завальцованным на обойме.
При включении стартера вращение с вала якоря передается через втулку на ведущую обойму 2 муфты свободного хода (рис. 215, б). При вращении обоймы 2 по часовой стрелке ролики 3, сдвигаясь под действием плунжеров с пружинами в узкую часть вырезов, заклинивают внутреннюю обойму 8, и обе обоймы с шестерней 6 начинают вращаться как одно целое. Шестерня вращает маховик 10, обеспечивая пуск двигателя.
После пуска двигателя маховик 10 (рис. 215, в) вследствие большого передаточного числа шестерен начинает вращать шестерню 6 стартера с внутренней обоймой 8 муфты свободного хода быстрее, чем вращается вал стартера с наружной обоймой 2. При этом ролики 3 муфты, сдвигаясь за счет трения об обойму 8 в сторону большего зазора на наклонных плоскостях выемок наружной обоймы 2, расклинивают обоймы, и вращение с шестерни на вал стартера не передается. Таким образом, вал стартера автоматически отъединяется от вала двигателя, и стартер предохраняется от чрезмерно высокого числа оборотов его якоря и поломки.
При таком типе приводного устройства включатель 4 (рис. 216, а) электрической цепи стартера крепится на его корпусе. Контакт 2 включателя соединен с клеммой 1 стартера, а контакт 3\— с батареей.
Когда педаль стартера не нажата, электрическая цепь его разомкнута, а приводная шестерня 5 расположена около зубчатого венца 6 маховика. При нажатии на педаль вилка 7 (рис. 216, б) поворачивается и через муфту 8 и пружину 9 перемещает втулку 10 с муфтой 11 свободного хода и вводит приводную шестерню 5 в зацепление с венцом 6 маховика. При дальнейшем нажатии на педаль верхний конец вилки 7 (рис. 216, в) наконечником 12 надавливает на копку включателя 4, замыкая контакты 2 и 3 и электрическую цепь. При этом через стартер проходит ток, и якорь его начинает вращаться, передавая вращение на маховик. В случае пуска двигателя вращение от маховика на вал стартера не передается вследствие действия муфты свободного хода. При отпускании педали цепь стартера размыкается, и втулка с муфтой и шестерней возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины вилки. Поворот вилки и предельный ход втулки с шестерней ограничены упорным регулировочным винтом 13, завернутым в крышку. Момент включения электрической цепи стартера изменяется регулировкой положения наконечника 12 в вилке.
Стартеры с принудительным ножным включением и муфтой свободного хода рассмотренного, устройства применяются следующих типов: СТ-8 — на автомобилях ГАЗ-51А; СТ-20 — на автомобилях УАЗ; СТ-15Б — на автомобилях ЗИЛ-164А и СТ-114 — на автомобиле ЗАЗ-965 «Запорожец».
Стартер с принудительным электромагнитным дистанционным включением.
В конструкции стартера типа СТ-14Б с электромагнитным включением имеются некоторые отличия по сравнению с рассмотренным стартером СТ-8. Крышка 18 (рис. 217) со стороны коллектора литая; в выточке крышки расположены две колодки 20 тормоза с разжимными пружинами 21. В вырезы колодок входит штифт 19, закрепленный в валу якоря. Тормозок обеспечивает быструю остановку якоря после выключения стартера.
В приводном устройстве передвижная шестерня 1 с муфтой свободного хода 2 и втулкой 3, установленной на спиральных шлицах вала стартера, перемещается рычагом 5 при помощи тягового реле, укрепленного на корпусе стартера. Регулировка хода рычага осуществляется винтом 4. В устройство тягового реле входят: корпус 9; сердечник 13 с двумя обмотками 10 и 12; подвижный якорь 8 с пружиной, соединенный винтом 7 с серьгой 6 приводного рычага 5; подвижный контакт 14 со штоком 11, соединенный с якорем; неподвижные контакты 16 и 17 с клеммами, закрепленными па изоляционной прокладке в крышке 15 корпуса реле. Тяговое реле включают поворотом ключа замка зажигания при помощи вспомогательного реле. Аналогичное устройство имеет стартер типа СТ-130. Тормозок в нем отсутствует, вал якоря имеет дополнительную промежуточную опору.
На полый железный сердечник тягового реле намотаны две обмотки — втягивающая 15 (рис. 218) и удерживающая 14. Один конец втягивающей обмотки присоединен к контакту наружной клеммы 12 крышки корпуса реле. Эта клемма проводом соединена с клеммой стартера 3, к которой присоединены концы обмоток возбуждения. Другой конец втягивающей обмотки через клемму 4 присоединен к стойке с неподвижным контактом вспомогательного реле 11.
Удерживающая обмотка 14 одним концом соединена на массу, а другим — с концом втягивающей обмотки, и вместе с ней присоединена через клемму 4 к стойке с неподвижным контактом вспомогательного реле 11.
Внутри сердечника тягового реле установлен подвижной якорь 16, соединенный серьгой с приводным рычагом 17 передвижной шестерни 18 стартера. Якорь соединен со штоком подвижного контакта 13, расположенного против двух неподвижных изолированных контактов, установленных в крышке корпуса реле. Контакты соединены с наружными клеммами крышки, из которых клемма 12 соединена с клеммой стартера, а клемма 5 — с плюсовой клеммой батареи 2.
Вспомогательное реле 11, располагаемое отдельно и соединяемое с тяговым реле проводами, имеет сердечник с обмоткой, ярмо с якорем и контактом 10 и стойку с неподвижным контактом. Концы обмотки присоединены к клеммам 7 и 8 реле. К клемме 8 с меткой присоединен провод от клеммы СТ замка зажигания 9, а к клемме 7 — провод от плюсовой щетки генератора 1. Второй провод от клеммы AM замка зажигания 9 присоединен через клемму реле-регулятора 6 к нижней клемме 5 тягового реле. К клемме 5 присоединен также провод от сердечника и ярма реле 11.
Пока ключ замка зажигания 9 не перевернут, электрическая цепь стартера разомкнута, и шестерня 18 располагается около зубчатого венца 19 маховика.
При повороте ключа замка 9 в положение включения стартера через обмотку вспомогательного реле 11 проходит ток по следующей цепи: плюсовая клемма батареи 2 — клемма 5 тягового реле —• провод — клемма реле-регулятора 6 — соединенные клеммы AM и СТ замка 9 — провод — клемма 8 и обмотка вспомогательного реле 11 — вторая клемма 7 вспомогательного реле — провод — клемма реле-регулятора 6 — провод — клемма Я генератора 1 — плюсовая щетка и обмотка якоря генератора 1 — минусовая щетка генератора — масса — минусовая клемма батареи 2.
При протекании тока по обмотке вспомогательного реле 11 сердечник его намагничивается, притягивая якорек, и замыкает контакты 10, в результате чего включаются в сеть обмотки 15 и 14 тягового реле стартера.
При этом через обмотки тягового реле ток идет по двум параллельным цепям:
1)            плюсовая клемма батареи 2 — провод — клемма 5 тягового реле — провод — сердечник, ярмо, замкнутые контакты 10 и клемма вспомогательного реле 11 — провод — клемма 4 тягового реле — втягивающая обмотка 15 тягового реле — клемма 12 — провод — клемма стартера 3 — обмотки стартера — минусовые щетки стартера — масса — минусовая клемма батареи 2;
2)            плюсовая клемма батареи 2 — тот же путь до клеммы 4 тягового реле _ удерживающая обмотка 14 — масса — минусовая клемма батареи 2.
Под действием тока, проходящего по обеим работающим согласованно обмоткам 15 и 14 тягового реле, подвижной якорь 16 втягивается внутрь сердечника, поворачивая рычаг 17 и вводя шестерню 18 привода стартера в зацепление с зубчатым венцом 19 маховика. Когда шестерни войдут в зацепление, якорь 16, перемещая через Шток подвижной контакт 13, замкнет контакты клемм 12 и 5, соединяя стартер непосредственно с аккумуляторной батареей. При этом втягивающая обмотка 15 замыкается накоротко, и якорь удерживается действием одной удерживающей обмотки 14, по которой продолжает проходить ток.
При включении стартера ток пройдет по основной цепи: плюсовая клемма батареи .2 —- провод — замкнутые контакты клемм 5 и 12 — провод — клемма стартера 3 — обмотки возбуждения — плюсовые щетки — обмотки якоря— минусовые щетки стартера 3 — масса/V—минусовая клемма батареи 2. Под действием проходящего через стартер тока якорь его начинает вращаться, поворачивая коленчатый вал двигателя.
Когда двигатель пущен, на щетках генератора 1 создается напряжение, и если стартер не был своевременно выключен ключом замка 9, обмотка вспомогательного реле 11 будет находиться под действием разности напряжений батареи и генератора. Вследствие этого ток в обмотке реле уменьшится, и контакты 10 под действием пружины разомкнуться, размыкая цепь тягового реле. При этом стартер выключается, а его шестерня 18 выводится
из зацепления с венцом 19 маховика под действием возвратной пружины рычага 17. По этой же причине стартер не может быть включен при работающем двигателе.
Вспомогательное реле позволяет уменьшить ток, идущий через контакты включателя стартера, и предохранить их от быстрого подгорания. Это реле также обеспечивает автоматическое выключение стартера после пуска двигателя и устраняет возможность ошибочного включения стартера при работающем двигателе.
Одновременно с включением стартера и замыканием контактов клемм 5 и 12 с ними замыкается дополнительный контакт, провод от клеммы 20 которого присоединен к клемме ВК — катушки зажигания. При этом первичная обмотка катушки включается в цепь батареи помимо добавочного сопротивления, имеющегося в катушке.
Стартеры с принудительным электромагнитным дистанционным включением рассмотренного выше действия применяют следующих типов: СТ-130 — на автомобилях ЗИЛ-130, ГАЗ-53Ачи ГАЗ-66; СТ-4 — на автомобиле «Москвич»; СТ-21 — на автомобиле «Волга»; СТ-101 — на автомобиле «Чайка» и СТ-14 — на автомобиле ЗИЛ-111. На автомобиле ЗИЛ-131 установлен герметизированный стартер СТ-2, защищенный от попадания воды внутрь корпуса при преодолении автомобилем брода.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru