руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

НАЗНАЧЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ

Сцепление служит для временного отъединения силовой передачи от работающего двигателя, а также для плавного их соединения. Отъединение необходимо при остановке и торможении автомобиля и при переключении передач. Плавное соединение необходимо при трогании автомобиля с места и после включения передач. Кроме этого, сцепление предохраняет детали механизмов силовой передачи от значительных перегрузок.
К сцеплениям предъявляется ряд требований.
При выключении сцепление должно быстро и полно разъединить двигатель и силовую передачу для безударного переключения передач (чистота выключения).
При включении сцепление должно плавно соединить ведущую и ведомую части, чтобы избежать резкого трогания автомобиля с места, ударов в механизмах силовой передачи и перегрузки деталей, которая может вызвать их поломку (плавность включения).
Во включенном состоянии при передаче нормальных усилий сцепление должно надежно соединять двигатель с силовой передачей без пробуксовывания (надежность работы).

ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
На автомобилях получили применение сухие дисковые сцепления.
Действие такого сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями. Простейшее дисковое сцепление имеет ведомый диск 2 (рис. 257), установленный ступицей на шлицах конца вала 5 коробки передач 6 и расположенный между маховиком 1 и нажимным диском соединенным с маховиком через кожух 4У прикрепленный к маховику. Когда ведомый диск 2 не соприкасается с нажимным диском 3 и маховиком 2\ сцепление выключено, и вращение от коленчатого вала двигателя на коробку передач 6 и связанную с ней силовую передачу не передается.
Если ведомый диск 2 зажимать между нажимным диском 3 и маховиком 7, то вследствие возникших между дисками сил трения маховик начнет увлекать за собой ведомый диск и будет вращать его. При достаточно сильном сжатии трущихся поверхностей сцепления все усилие от двигателя будет передаваться через сцепление на силовую передачу.
Ведомый диск делают возможно более легким, чтобы улучшить условия переключения передач. Нажимной и ведомый диски прижимаются к маховику в сцеплении при помощи нажимных пружин, установленных в кожухе. Разъединение ведомой части сцепления от ведущей осуществляется механизмом выключения, управляемым ножной педалью.
Сцепления, трение у которых между дисками происходит при сухих трущихся поверхностях, называются сухими.
По числу ведомых дисков сцепления бывают однодисковые и двухдисковые, по устройству нажимного механизма — простые и полуцентробежные, по числу нажимных пружин сцепления — с несколькими пружинами, расположенными равномерно по окружности (периферийными) и с одной центральной пружиной.
Механизм выключения сцепления может быть с механическим или гидравлическим приводом от педали. При установке гидравлического привода повышается удобство управления сцеплением и увеличивается плавность его включения, а также улучшается герметизация пассажирского помещения кузова и размещение в нем педали сцепления, которая обычно делается подвесной. В некоторых сцеплениях для снижения усилия на педали в приводе применяют специальные усилители, обычно пневматического типа.
Чистота выключения сцепления достигается принудительным отведением нажимного диска от маховика на определенное расстояние с помощью рычагов выключения или специальных пружин при нажатии на педаль сцепления.
Надежность работы сцепления под нагрузкой без пробуксовывания дисков во включенном состоянии обеспечивается достаточной силой трения между дисками, создаваемой соответствующей силой нажимных пружин. Для того чтобы увеличить трение между дисками, поверхность ведомого диска в сухом
сцеплении облицовывают с обеих сторон накладками из прессованного асбеста или медно-асбестовой плетенки.
Плавность включения сцепления получается в результате постепенного отпускания педали при включении, а также применения пружинящего ведомого диска. '
Пружинение ведомого диска обеспечивается различными способами, па-пример тем, что ведомый диск 3 (рис. 258, а) разделен на отдельные секции 2, которые имеют изгиб поочередно в разные стороны. Одна накладка 1 при-
креплена к секциям с изгибами вперед, а вторая 10 — к секциям с изгибом назад, поэтому в свободном состоянии между накладками имеется зазор 1—2 мм. Иногда под одну из накладок устанавливают плоские пружины.
При включении сцепления ведомый диск сжимается, вследствие чего трущиеся поверхности плавно соприкасаются и сила трения между ними постепенно возрастает.
На ведомом диске сцепления обычно ставят гаситель крутильных колебаний. Гаситель предохраняет силовую передачу от возникновения на ее валах значительных крутильных колебаний, вызывающих повышение нагрузок на детали. Эти колебания и рост напряжений в деталях могут возникать из-за неравномерности вращения коленчатого вала или его крутильных колебаний, а также в результате резких изменений угловых скоростей на валах в силовой передаче при движении автомобиля по неровным дорогам. Гаситель, кроме того, обеспечивает большую плавность включения сцепления. Все это снижает нагрузки, действующие на детали силовой передачи, способствуя повышению их долговечности.
При наличии гасителя ведомый диск сцепления соединяют со ступицей не жестко, а при помощи шести-восьми пружин. Пружины 8 установлены в сжатом состоянии в прямоугольных вырезах фланца ступицы 6\ ведомого диска 3 и диска 9 гасителя. Диски 3 и 9 соединены штифтами 5. Для увеличения трения между фланцем ступицы и дисками между ними иногда устанавливают фрикционные кольца 4 из специального картона (паронита). Сила сжатия между дисками регулируется подбором регулировочных стальных колец 7.
В свободном состоянии, когда усилие через диск не передается, прорези диска 3 (рис. 258, б) и фланца ступицы 6 совпадают.
При включении сцепления усилие от диска 3 на ступицу 6 передается через пружины 8. Под действием этого усилия пружины 8 (рис. 258, в) сжимаются, диск 3 несколько смещается относительно ступицы 6, и плавность включения сцепления увеличивается.
Крутильные колебания, возникающие на валах, вызывают угловые смещения ведомого диска относительно его ступицы вследствие деформации пружин, что сопровождается трением между дисками в гасителе и гашением колебаний.
Предохраняющее значение сцепления заключается в том, что в случае резкого замедления коленчатого вала двигателя (например, при торможении с не выключенным сцеплением) возникающий на нем значительный по своей величине инерционный момент вызывает пробуксовывание дисков сцепления и не передается полностью на силовую передачу. Это предохраняет силовую передачу от поломок.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru