руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А «ЗАПОРОЖЕЦ»

На автомобиле ЗАЗ-965А «Запорожец» установлено однодисковое сухое сцепление с периферийно расположенными пружинами и с механическим приводом выключения от педали (рис. 259).
К маховику 1 двигателя болтами прикреплен стальной штампованный кожух 4 сцепления, в котором установлен нажимной диск 3 с шестью нажимными пружинами 5, расположенными в стаканах, закрепленных в кожухе. Под пружинами установлены теплоизолирующие подпятники. Это устраняет возможность перегрева пружин от нажимного диска, температура которого при включении сцепления вследствие его буксования повышается. Направляющие выступы нажимного диска входят в прорези кожуха, что обеспечивает их совместное вращение. В то же время диск может иметь продольные перемещения.
Между маховиком и нажимным диском зажат стальной разрезной составной ведомый диск 2 с фрикционными накладками, приклепанный к ступице, установленной на шлицах вала 8 сцепления. Передний конец этого вала установлен в игольчатом подшипнике в выточке болта крепления маховика, а задний — в шарикоподшипнике в стенке картера 7 сцепления. Подшипник уплотнен самоподжимным сальником. Отлитый от легкого сплава картер сцепления крепится к картеру двигателя и имеет в нижней части люк, закрытый крышкой 13.
На кронштейнах, приклепанных к кожуху сцепления, установлены три выключающих рычага 11 с фиксирующими пружинами. Наружные концы рычагов соединены регулировочными пальцами 12 с нажимным диском; на внутренних концах рычагов при помощи трех стопорных пружин закреплено чугунное шлифованное опорное кольцо 6.
Против опорного кольца расположен выжимной угольно-графитовый подпятник 10, не требующий смазки. Подпятник закреплен своим кожухом во внутреннем кольце радиально-упорного шарикоподшипника ^установленного
в обойме 14. Обойма с помощью двух цапф и стопорных пружин соединена с выключающей вилкой 17. Вилка установлена шарнирно на пальце 15, закрепленном в кронштейне. Кронштейн прикреплен к картеру. Вилка снабжена отжимной пружиной 16. Наружный конец вилки через люк, закрытый резиновым чехлом, выведен наружу и с помощью троса, снабженного наконечниками, соединяется с рычагом 21 валика 19 педали 18 сцепления. Валик с педалью установлен в кронштейне 20, закрепленном в передней части кузова под ногами водителя.
Когда педаль отпущена, сцепление выключено. При нажатии на педаль вилка 17, поворачиваясь на оси, перемещает обойму 14. При этом угольно-графитовый подпятник 10 обоймы надавливает через опорное кольцо 6 на внутренние концы рычагов 11, и наружные концы их отводят нажимной диск 3 от маховика 1, сжимая пружины 5 и выключая сцепление.
При включенном сцеплении между подпятником и опорным кольцом должен быть зазор, равный 2,0 мм. Величину зазора регулируют изменением
длины приводного троса с помощью гайки на заднем наконечнике, соединенном с вилкой сцепления. Свободный ход педали при этом должен составлять около 40—50 мм.

СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «МОСКВИЧ»
На автомобиле «Москвич-408» установлено сухое однодисковое сцепление с периферийно расположенными пружинами и с гидравлическим приводом выключения от педали.
Сцепление имеет кожух 10 (рис. 260) с нажимным диском 9 и шестью пружинами 11 и ведомый диск Щ установленный между маховиком 7 и диском 9.
Стальной штампованный кожух 10 прикреплен шестью болтами к маховику и центрируется на двух установочных штифтах. В кожухе имеются три круглых вентиляционных окна. В три прямоугольных выреза кожуха входят ведущие выступы чугунного нажимного диска 9, что позволяет ему иметь осевые перемещения в кожухе, вращаясь вместе с ним. В отверстия диска свободно входят хвостовики трех пальцев 18, закрепленных в кожухе регулировочными гайками со сферической опорной поверхностью. Между нажимным диском и кожухом в соответствующих гнездах кожуха установлено шесть нажимных пружин 11, опирающихся на теплоизолирующие прокладки из прессованного асбокартона, установленные на бобышках диска.
Ведомый диск 8 состоит из основания, к которому прикреплены стальные пружинящие секции, имеющие волнистую поверхность. С обеих сторон к изгибам секций приклепаны латунными заклепками независимо одна от другой две фрикционные накладки, изготовленные из пропитанной бакелитом асбестовой ткани с вплетенной в нее медной или латунной проволокой. За счет волнистости секций между накладками в свободном состоянии образуется зазор, чем достигается упругость рабочей поверхности ведомого диска.
Ведомый диск 8 имеет гаситель с шестью пружинами 1, установленными в прямоугольных вырезах фланца ступицы 4 и вырезах основания ведомого диска 8 и диска 5 гасителя. Пружины гасителя удерживаются от выпадения отогнутыми краями вырезов основания ведомого диска и диска гасителя. Между фланцем ступицы и дисками поставлены стальные регулировочные кольца. Ведомый диск и диск гасителя соединены тремя стяжными пальцами 6, концы которых расклепаны. Пальцы, стягивая все элементы ведомого диска в один узел, обеспечивают необходимое для поглощения колебаний трение между дисками гасителя и фланцем ступицы. Величина необходимого момента трения (0,3—0,6 кг -м) устанавливается подбором регулировочных колец.
Ступица ведомого диска 8 установлена на шлицах первичного вала 3 коробки передач. Передний конец вала 3 лежит в маховике на однорядном шарикоподшипнике 2.
Три штампованных рычага 17 выключения установлены шарнирно осями в фигурных отверстиях регулировочных пальцев 18. Наружные концы рычагов входят в пазы выступов нажимного диска, упираясь в диск через опорные пластины 20, и имеют фиксирующие пружины 19, наружные концы которых закреплены в кожухе. На внутренних концах рычагов при помощи пружинных соединительных звеньев закреплено стальное шлифованное цианированное опорное кольцо 16, входящее своими выступами в прорези рычагов.
В опорное кольцо упирается при выключении сцепления подпятник 15, изготовленный из угольно-графитового состава и закрепленный в обойме 13. Подпятник 15 при сборке пропитан парафином и в дополнительной смазке.
Обойма своими цапфами при помощи двух стопорных пружин соединена с выключающей вилкой 21.
Вилка, состоящая из двух штампованных и соединенных сваркой частей, установлена трубчатой ступицей па двух пластмассовых (полиамидных) втулках на оси 22, закрепленной в кронштейне, прикрепленном к картеру сцепления. Отверстие в картере, через которое проходит рычаг вилки, закрыто резиновым чехлом. Рычаг вилки снабжен оттяжной пружиной. Картер 14 сцепления отлит из алюминиевого сплава и крепится к блоку двигателя шестью болтами и центрируется на двух установочных штифтах. Снизу к картеру прикреплена стальная штампованная крышка 12. В картере имеются два вентиляционных отверстия, закрытых сетками.
Управление сцеплением осуществляется с помощью подвесной педали, главного гидравлического цилиндра и рабочего цилиндра, соединенных трубкой.
Педаль 3 сцепления (рис. 261) подвешена на оси 1, закрепленной в кронштейне, прикрепленном к переднему щиту кузова. В ступице педали запрессованы две пластмассовые (полиамидные) втулки, не нуждающиеся в смазке. Педаль снабжена оттяжной пружиной 2. С педалью шарнирно с помощью пальца соединен шток 4, входящий в сферическое углубление поршня главного цилиндра 5 гидравлического привода.
Фланец литого чугунного корпуса 11 цилиндра закреплен на регулировочных прокладках на переднем щите кузова со стороны двигателя. Шток в цилиндре уплотнен резиновым чехлом. Внутри цилиндра установлен отлитый из цинкового сплава поршень 12 с уплотняющими резиновыми манжетами. В поршне просверлены осевые каналы, закрытые стальным кольцевым клапаном 13, расположенным под передней уплотняющей манжетой. Поршень отжимается пружиной 14 в исходное положение, до упора в стопорную шайбу, закрепленную в корпусе кольцом. При этом между наконечником штока и поршнем при не нажатой педали имеется зазор, равный 0,2—1,0 мм. В переднюю часть корпуса завернут на прокладке штуцер 15, к которому крепится трубка. На корпусе сверху закреплен с помощью штуцера 10 на прокладке полупрозрачный пластмассовый бачок 9, закрытый пластмассовой крышкой 7. В крышке имеется отверстие для сообщения бачка с атмосферой и маслоотражательная пластина, а под крышкой установлен сетчатый фильтр 8. Бачок сообщается с полостью цилиндра компенсационным 16 и перепускным 17 отверстиями. Главный цилиндр 5 соединен медной или стальной трубкой 6, имеющей компенсационный виток, с рабочим цилиндром 21, закрепленным на картере сцепления. В чугунном рабочем цилиндре 21 установлен алюминиевый поршень 20 с уплотняющей резиновой манжетой 19, края которой прижимаются к стенкам цилиндра распорным грибком с пружиной. Цилиндр снабжен вентилем 18 для выпуска воздуха; наконечник вентиля закрыт защитным колпачком.
В сферическое углубление поршня упирается регулируемый шток 22, проходящий через защитный чехол и соединяемый вильчатым наконечником при помощи пальца с рычагом вилки 23 выключения сцепления.
Вся система гидропривода заполнена рабочей (тормозной) жидкостью. При нажатии на педаль сцепления поршень 12, перемещающийся в главном цилиндре 5, после перекрытия компенсационного отверстия 16 вытесняет жидкость по трубке в рабочий цилиндр 21, поршень 20 которого через шток 22 поворачивает вилку 23 и выключает сцепление. При отпускании педали давление в гидравлической системе падает, все детали привода становятся в исходное положение под действием оттяжных пружин, и сцепление включается. В случае резкого отпускания педали жидкость не успевает заполнять пространство за быстродвижущимся поршнем 12 в главном цилиндре, и в полости перед поршнем образуется разрежение. При этом в нее поступает
жидкость через пластинчатый клапан 13, отгибая края манжеты поршня из задней полости цилиндра, сообщаемой с бачком через перепускное отверстие 17. По мере поступления жидкости в главный цилиндр избыточная жидкость поступает из него через компенсационное отверстие 16 обратно в бачок.
Установку внутренних концов рычагов 17 (см. рис. 260) в одной плоскости и на определенном расстоянии от плоскости фланца кожуха регулируют гайками пальцев 18. Эту регулировку производят при разобранном сцеплении во время ремонта.
В гидроприводе регулируют полный ход педали до упора в наклонный пол кузова (150—155 мм) с помощью прокладок, имеющихся под корпусом главного цилиндра | (рис. 261), и свободный ход педали (34—46 мм) — изменением длины штока 22 рабочего цилиндра.
На автомобиле «Москвич-403» установлено сцепление с гидравлическим приводом, которое имеет устройство, аналогичное устройству сцепления автомобиля «Моск-вич-408».
На автомобиле «Москвич- 1 407» конструкция самого сцепления аналогична конструкции рассмотренного сцепления; привод выключения сцепления механический.
Вилка 2 (рис. 262) выключения сцепления с обоймой 1 установлена на шаровом пальце 5, закрепленном в картере сцепления. В наружный конец вилки упирается наконечник 5 толкающей штанги 4, соединенной с одним плечом промежуточного рычага 7. Другое плечо рычага 7 при помощи тяги 8 соединено с педалью 6 сцепления. Промежуточный рычаг 7 установлен шарнирно на цапфах, смазываемых через масленки. Педаль установлена на бронзовой втулке на оси 0, прикрепленной к балке рамы. Для смазки педали в оси сделано сверление, и на конец ее установлена масленка. Выключающая вилка отводится в исходное положение оттяжной пружиной 10. Зазор между упорным кольцом рычагов и подпятником во включенном сцеплении должен быть равен 4,5 мм. Зазор устанавливают, изменяя длину штанги 4, выключающей вилки, вращением наконечника 5, закрепленного на штанге контргайкой. Свободный ход педали должен быть в пределах 32—40 мм.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru