руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

СЦЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ И УРАЛ

На автомобиле ЗИЛ-130 установлено однодисковое сухое сцепление с периферийно расположенными пружинами и с механическим приводом выключения.
Между маховиком 3 (рис. 266) и нажимным диском 5 установлен тонкий стальной разрезной ведомый диск 4 с прикрепленными к нему фрикционными накладками из асбестовой композиции. Диск соединяется со ступицей 1, установленной на шлицах первичного вала 17 коробки передач, через гаситель крутильных колебаний с восемью пружинами 2. Пружины установлены в прямоугольных вырезах, имеющихся в ведомом диске с приклепанным к нему кольцом, и дисках гасителя, приклепанных вместе с маслоотражателями к фланцу ступицы 1. Трение между ведомыми дисками и дисками гасителя при его работе происходит через стальные фрикционные пластины, приклепанные вместе с кольцом к ведомому диску.
Нажимной чугунный диск 5 установлен внутри стального штампованного кожуха 7, прикрепленного болтами к маховику. Диск 5 соединяется с кожухом четырьмя пружинными пластинами 23, концы которых закреплены заклепками в кожухе и болтами с втулками на нажимном диске. Через пластины вращение от кожуха передается на диск; в то же время диск может перемещаться в осевом направлении.
Между кожухом и нажимным диском установлено шестнадцать нажимных пружин 22. Пружины опираются на нажимной диск через теплоизолирующие прокладки и центрируются на диске имеющимися на нем выступами.
С ушками нажимного диска с помощью осей 8 на игольчатых подшипниках соединены четыре выключающих рычага 13. Каждый рычаг установлен шарнирно на игольчатом подшипнике на оси, закрепленной в вилке. Вилки присоединены к кожуху регулировочными гайками 11, имеющими сферическую опорную поверхность. Гайки прижимаются к кожуху упругими пластинами 12, прикрепленными к кожуху двумя болтами. Благодаря сферической поверхности гаек вилки могут качаться, что необходимо при повороте выключающих рычагов.
Против внутренних концов выключающих рычагов 13 на втулке 18, прикрепленной фланцем к стенке картера коробки передач, установлена выключающая муфта 16 с упорным шарикоподшипником 14. Муфта устанавливается в исходном положении оттяжной пружиной 15.
Сцепление вместе с маховиком заключено в общий чугунный литой картер 6, присоединенный болтами к блок-картеру двигателя. Нижняя часть картера 21 сделана отъемной.
Во втулках кронштейнов 26, прикрепленных к картеру с обеих сторон, установлен валик 20 с вилкой 19, охватывающей выключающую муфту. Для смазки втулок в кронштейны завернуты масленки. Рычаг 27, закрепленный на левом наружном конце валика, регулируемой тягой 28 с пружиной соединен с рычагом 30 валика 31, на котором закреплен составной рычаг педали 24 сцепления. Для смазки валика с торца в него завернута масленка. Валик 31 установлен в кронштейне 29, закрепленном в левой балке рамы автомобиля. Педаль имеет оттяжную пружину 25.
В сцеплении регулируют: положение внутренних концов выключающих рычагов 13 регулировочными гайками 11 вилок при сборке сцепления; зазор между выключающим подшипником и рычагами, определяемый по свободному ходу педали (35—50 мм), изменением длины тяги 28 педали вращением регулировочной гайки.
Сцепление аналогичной конструкции применяется на всех модификациях автомобиля 3PIJI-130. На автомобиле ЗИЛ-131 все соединения картера сцепления надежно герметизированы специальными прокладками на уплотняющей пасте. При преодолении бродов нижнее отверстие в нижней отъемной части картера должно быть закрыто глухой пробкой на резьбе.
На автомобиле ЗИЛ-164А сцепление имеет такое же устройство, как и на автомобиле ЗИЛ-130; привод выключения сцепления оставлен таким же, как на автомобиле ЗИЛ-164.
На автомобилях ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157 установлено сухое двухдисковое сцепление.
В маховике 8 (рис. 267, а) закреплено шесть пальцев 26, на которых свободно установлены два ведущих диска — передний 5 и задний 6. К выступающим наружу концам пальцев болтами присоединен кожух 7. В кожухе установлено двенадцать нажимных пружин 24, опирающихся через асбестовое кольцо 25 на плоскость заднего ведущего диска. В прорезях кожуха установлено шесть рычагов 11 выключения, соединенных регулировочными гайками с пальцами 10, закрепленными в заднем ведущем диске 6. Между ведущими дисками и маховиком установлены два ведомых диска 4 с накладками. Каждый диск приклепан к отдельной ступице 3, установленной на шлицах первичного вала 27 коробки передач. На дисках сделаны радиальные разрезы, что устраняет возможность их коробления при нагревании.
Между маховиком 8 и передним ведущим диском 5 установлено три пружины, при помощи которых этот диск отодвигается от маховика при выключении сцепления. Для того чтобы передний ведущий диск не имел больших перемещений, что может вызвать заклинивание заднего ведомого диска, в кожух ввернуты три установочных винта 2. Концы винтов проходят через отверстия заднего ведущего диска и устанавливаются при включенном сцеплении с зазором 0,75 мм от плоскости переднего диска.
Выключающий механизм состоит из муфты 15 выключения с упорным шарикоподшипником 16, установленной на направляющей втулке 14, вилки с валиком 17 и рычагом 21, регулируемой тяги 19 и педали 9 сцепления. Муфта выключения и педаль имеют оттяжные пружины 13 и 18. В полость на муфте выключения через масленку с трубкой 12 заливают масло, поступающее по войлочному фитилю к подшипнику и направляющей втулке.
Сцепление заключено в картер 23 с отъемным кожухом 22.
Когда педаль не нажата (рис. 267, б), под действием пружин 24 все диски сжаты между собой, и сцепление включено.
При нажатии на педаль 9 (рис. 267, в) при помощи рычага 21 валика вилки, муфты 15 и рычагов 11 задний диск 6 отодвигается от маховика 8, а передний диск 5 перемещается вспомогательными пружинами 1 до упора в установочные винты. При этом между ведущими и ведомыми дисками | образуется зазор, и сцепление выключается.
В сцеплении регулируют положение внутренних концов рычагов 11 (см. рис. 267, а) при помощи гаек на пальцах 10, перемещение переднего ведущего диска 5 — установочными винтами 2 и величину зазора у выключающей муфты — гайкой 20 на тяге педали. Свободный ход педали должен быть равен 20—25 мм.
На автомобилях Урал-375, Урал-377 установлено сухое двухдисковое сцепление с двенадцатью периферийно расположенными пружинами (рис. 268). Два ведомых диска 2 с накладками снабжены гасителями с восемью пружинами 1 в каждом и соединены с отдельными ступицами 16, установленными на первичном валу коробки передач. Средний ведущий диск 4 установлен своими выступами в пазах обода маховика 3 и снабжен отжимными пружинами 5. Наружный ведущий диск 6 соединен с помощью ведущих пластин и выключающих рычагов 13 с кожухом 14, прикрепленным на регулировочных прокладках 15 к маховику. Конструкция выключающих рычагов и кожуха аналогична конструкции выключающих рычагов сцепления ЗИЛ-130.
Выключающая муфта 8 с упорным шарикоподшипником установлена на направляющем пальце 9, закрепленном во фланце направляющей втулки 11. Фланец прикреплен к стенке коробки передач.
Привод управления сцеплением механический. От рычага педали 7 усилие к рычагу выключающей вилки 12 передается через регулируемую тягу 10. При правильной регулировке зазора между концами выключающих рычагов и выжимным подшипником (3—4 мм) свободный ход педали должен быть равен 30—40 мм.
На автомобиле ЗИЛ-133 установлено сцепление, имеющее устройство, аналогичное устройству сцепления автомобиля Урал-375.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru