руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

НАЗНАЧЕНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Коробка передач служит для изменения тягового усилия на колесах автомобиля, а также для получения заднего хода и отъединения двигателя от ведущих колес.
Тяговое усилие на колесах, необходимое для преодоления всех сопротивлений, возникающих при движении автомобиля, должно изменяться в зависимости от условий работы автомобиля.
Когда автомобиль двигается по горизонтальной гладкой дороге с небольшой скоростью, то тяговое усилие, требующееся для преодоления сопротивления воздуха и потерь на перекатывание, будет небольшим. Для получения этого тягового усилия нужна только некоторая часть той наибольшей мощности, которую двигатель может развивать. Избыток мощности двигателя при этом может быть использован для разгона автомобиля и получения высокой скорости его движения.
Если автомобиль двигается по плохой дороге или на подъеме, то сопротивление движению значительно увеличивается. Для преодоления этих сопротивлений, когда мощность двигателя используется уже полностью, тяговое усилие на ведущих колесах необходимо соответственно увеличивать.
Когда автомобиль трогается с места, тяговое усилие на колесах его должно быть особенно большим, так как при этом требуется преодолеть инерцию автомобиля.
При определенной наибольшей мощности двигателя, его крутящем моменте и числах оборотов коленчатого вала различные тяговые усилия на ведущих колесах автомобиля могут быть получены путем изменения соотношения между числами оборотов коленчатого вала двигателя и ведущих колес.
При уменьшении числа оборотов колес по отношению к числу оборотов коленчатого вала двигателя тяговое усилие на колесах возрастает, однако при этом снижается скорость движения автомобиля. При увеличении числа оборотов колес тяговое усилие на них понижается, а скорость автомобиля может быть повышена.

ДЕЙСТВИЕ ПРОСТОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Изменение соотношения между числами оборотов коленчатого вала двигателя и ведущих колес автомобиля и изменение вследствие этого тягового усилия на колесах производится при помощи зубчатых колес (шестерен), из набора которых и состоит коробка передач.
При вращении малой ведущей шестерни 2 (рис. 275, а) находящаяся с ней в зацеплении большая ведомая шестерня 1 будет вращаться медленнее во столько раз, во сколько раз число ее зубьев больше, чем у малой шестерни. При этом крутящий момент на оси ведомой шестерни во столько же раз возрастает. Правда, при этом некоторая незначительная часть передаваемой мощности будет теряться на преодоление трения в самих шестернях, в их опорах и на взбалтывание смазочного масла.
Отношение числа зубьев ведомой шестерни к ведущей называется передаточным числом. Чем больше передаточное число пары шестерен, тем значительнее изменяются число оборотов и крутящий момент, получаемые на валу ведомой шестерни по отношению к ведущей шестерне. На изменении
передаточных чисел путем введения в зацепление шестерен с различным числом зубьев и основано действие коробок передач.         '
Задний ход автомобиля осуществляется также при помощи коробки передач и на включении между ведущей и ведомой шестернями
промежуточной шестерни.    
При передаче усилия в коробке без включения промежуточной шестерни ведущий вал 4 (рис. 275, б) и ведомый вал 3 вращаются в одном направлении. При включении двойной промежуточной шестерни 5 (рис. 275, в) ведомый вал 3 начинает вращаться в обратную сторону, и автомобиль движется назад.
Холостой ход двигателя, т. е. работа двигателя при отъединении его от передачи на ведущие колеса, получается путем вывода из зацепления ведущей и ведомой шестерен.
В легковых автомобилях обычно применяют трехступенчатые коробки передач, дающие три передачи вперед и одну назад, или четырехступенчатые; в грузовых автомобилях средней грузоподъемности — четырехступенчатые и в грузовых автомобилях повышенной грузоподъемности — пятиступенчатые.
При увеличении числа ступеней коробки передач лучше может быть использована мощность двигателя при различных дорожных условиях; поэтому повышается производительность работы автомобиля и улучшается его топливная экономичность.
Для повышения плавности и бесшумности работы и снижения износа шестерен в коробках передач автомобилей широко используют шестерни с косыми зубьями, находящиеся при работе в постоянном зацеплении. Для облегчения переключения передач применяют муфты легкого включения и
синхронизаторы. Действие синхронизатора заключается в том, что он автоматически уравнивает скорости вращения соединяемых шестерен и валов и тем самым обеспечивает бесшумное и безударное переключение передач.
На легковых автомобилях устанавливают коробки передач с рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке, вследствие чего повышается удобство управления коробкой и освобождается место в кабине водителя.

ДЕЙСТВИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Кроме простых зубчатых передач с внешним зацеплением, рассмотренных выше, на автомобилях для различных целей применяют зубчатые передачи и редукторы планетарного типа.
Простейшая планетарная передача (рис. 275, г) имеет следующие основные части: солнечную шестерню 10, коронную шестерню 7, сателлиты 8 и водило 9. Коронная шестерня 7 имеет внутренний зубчатый венец (корону) и соединена с валом 6, опирающимся на подшипники. Солнечная шестерня 10 обычная, с наружными зубьями, закреплена на целом или полом валу, также опирающемся на подшипники.
Сателлиты 8 входят одновременно в зацепление с коронной и солнечной шестернями и свободно вращаются на подшипниках на осях, закрепленных во фланце. Водило соединено с ведомым валом 12.
Такая планетарная передача может работать различными способами.
Если вращать коронную шестерню 7, соединенную с ведущим валом 6, при свободно вращающейся на подшипниках солнечной шестерне 10, то водило 9, соединенное с ведомым валом 12, не будет вращаться. В этом случае сателлиты 8 будут передавать вращение солнечной шестерне 10 в обратном направлении с определенным передаточным числом, зависящим от соотношения диаметров или числа зубьев сцепленных шестерен. Если солнечную шестерню 10 застопорить каким-либо образом, например неподвижно закрепить в каком-либо корпусе или затормозить ее тормозом 11, то при вращении коронной шестерни 7 сателлиты 8, обкатываясь по неподвижной солнечной шестерне 10, будут вести за собой водило 9, вращая ведомый вал 12 с определенным передаточным числом, зависящим от соотношения диаметров или числа зубьев сцепляемых шестерен.
Если же жестко соединить между собой солнечную шестерню 10 и водило 9, например при помощи сцепления 13, весь механизм будет заблокирован и начнет вращаться как одно целое. При этом числа оборотов ведущего 6 и ведомого 12 валов будут одинаковыми (передаточное число равно 1,0). Включать и выключать такую передачу можно без прекращения вращения коронной шестерни и ведущего вала. Могут быть и другие случаи использования планетарной передачи, когда ведущей частью ее является солнечная шестерня, а ведомой — коронная.
Основными достоинствами планетарной передачи являются: универсальность ее использования; малые размеры (компактность) и вес при возможности получения больших передаточных чисел; возможность включения и выключения ее и изменения передаточных чисел без остановки ведущего и ведомого валов или предварительного уравнивания скоростей их вращения; большой срок службы, так как все шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом и работают в масле.
Планетарные механизмы вследствие их преимуществ все шире применяют на автомобилях в коробках передач, в автоматических передачах и в редукторах ведущих мостов.
На валу 3 имеются четыре шестерни, из которых две средние шестерни 4 и 5 изготовлены как одно целое с валом, а две крайние шестерни 2 и 7 закреплены на валу на шпонках.
Нижний ведомый вал 13 установлен в стенках картера с одной стороны на двухрядном радиально-упорном шарикоподшипнике, а с другой — на однорядном. На заднем наружном конце вала изготовлена ведущая коническая шестерня 19 главной передачи.
На ведомом валу установлены свободно на бронзовых втулках шестерни 12 второй, 14 третьей и 18 четвертой передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями ведущего вала. Ведомые шестерни могут соединяться наглухо с валом с помощью двух синхронизаторов. Передний синхронизатор 11 обеспечивает бесшумное включение второй передачи, а задний 15 — третьей и четвертой.
На зубьях наружной обоймы заднего синхронизатора 15. установлена передвижная шестерня 17, при введении которой в зацепление с шестерней 4 ведущего вала включается первая передача.
При соединении шестерни 12 с помощью синхронизатора 11 с ведомым валом 13 включается вторая передача.
При соединении синхронизатором 15 шестерни 14 с ведомым валом включается третья передача, шестерни 18 с ведомым валом — четвертая передача. В случае включения всех этих передач усилие с ведущего вала на ведомый передается через две шестерни.
Для получения заднего хода в коробке передач имеется дополнительная передвижная каретка с двумя шестернями 22 и 23. Каретка установлена на оси 21, закрепленной сбоку от основных валов в стенках картера.
При перемещении каретки назад малая ее шестерня 22 входит в зацепление с ведомой шестерней 17 первой передачи, а большая шестерня 23 — с ведущей шестерней 4; при этом включается задний ход.
Включение соответствующих шестерен осуществляется с помощью вилок, закрепленных на трех переключающих стержнях 25, установленных в стенках картера. В пазы головок передних концов стержней входит конец изогнутого промежуточного стержня 24, который может перемещаться в продольном направлении и поворачиваться, соединяясь с тем или другим переключающим стержнем и перемещая его. Наружный конец промежуточного стержня 24 соединен длинной тягой с рычагом переключения передач, расположенным с правой стороны сиденья водителя.
Промежуточный стержень 24 установлен в передней литой крышке 8 картера коробки передач. Эта крышка закрывает механизм включения второй передачи и шестерни 10 привода спидометра. Переключающие стержни снабжены шариковыми фиксаторами 26 и замком, установленным в стенке картера между стержнями и устраняющим одновременное включение двух передач. К передней крышке коробки передач прикреплен кронштейн с резиновой подушкой 9. Через эту подушку весь силовой агрегат крепится своей передней частью к основанию кузова.
На автомобиле ЗАЗ-965 коробка передач имеет такое же устройство.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru