руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ

На автомобиле ЗИЛ-130 установлена трехходовая пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами включения второй — третьей и четвертой — пятой передач. Пятая передача является прямой.
Детали коробки передач собраны в чугунном литом картере 13 (рис. 290), закрытом крышкой 6 и прикрепленном к картеру сцепления. На крышке установлен сапун 7. С обеих сторон картера имеются люки с крышками.
В картере на подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы с шестернями. Первичный вал 24 изготовлен вместе с шестерней 25 с конусом и с внутренним зубчатым венцом и установлен в стенке картера на шарикоподшипнике. Передний конец вала лежит на шарикоподшипнике в выточке маховика; подшипник смазывается через масленку.
Промежуточный вал 22 установлен в стенках картера впереди на цилиндрическом роликоподшипнике, а сзади — на шарикоподшипнике. Передний подшипник закрыт заглушкой на резиновом уплотняющем кольце, удерживаемой стопорным кольцом. Задний подшипник, закрепленный на валу гайкой и закрытый чугунной крышкой, фиксируется стопорным кольцом. На валу 22 на шпонках укреплены шестерни: приводная 23, четвертой 21, третьей 20 и второй 15 передач и заднего хода 19. Шестерня 14 первой передачи изготовлена как одно целое с валом.
Вторичный вал 11 установлен передним концом в выточке первичного вала на роликоподшипнике, а сзади — в стенке картера на шарикоподшипнике. Подшипник фиксируется стопорным кольцом и закрыт крышкой 9, служащей кронштейном ручного тормоза. На заднем конце вала закреплен червяк 10 привода спидометра, с которым сцеплена шестерня 12 гибкого вала привода спидометра. За шестернями в крышке установлен самоподжимной сальник. По шлицам вала может перемещаться шестерня 8
включения первой передачи и заднего хода. Кроме того, па валу свободно установлены шестерни второй 5, третьей 28 и четвертой 27 передач, входящие в постоянное зацепление с соответствующими шестернями промежуточного вала 22. От осевого сдвига эти шестерни закреплены замочными кольцами. Все шестерни постоянного зацепления косозубые. На шестернях 5, 28 и 27 имеются конусные поверхности и внутренние зубчатые венцы.
Для безударного включения передач между шестернями второй и третьей передач и шестернями четвертой передачи вторичного вала и первичного вала установлены синхронизаторы 4 и 26 инерционного типа.
Каждый синхронизатор (рис. 291) состоит из передвижной каретки 12 с фланцем и двумя зубчатыми венцами 10 и
13,          установленной свободно на шлицах вторичного вала двух конусных бронзовых колец 9 и
14,          соединенных тремя блокирующими пальцами 11; фиксирующих пальцев 1. Внутри пальцев 1 расположены пружины 2 с шариковыми фиксаторами 3. Фиксирующие пальцы 1 установлены в отверстиях фланцев каретки и соединяются с кольцами 9 и 14 с помощью штифтов 4, закрепленных в кольцах и входящих внутрь пальцев.
С правой стороны от промежуточного вала 22 (см. рис. 290) в стенке картера и внутренней перегородке закреплена ось 17, на которой установлена на двух роликоподшипниках с распорной втулкой ступица с двумя шестернями 16 и 18 заднего хода. Большая шестерня 18 находится в постоянном зацеплении с шестерней 19 промежуточного вала.
В отверстиях внутренних приливов крышки картера установлены три переключающих стержня 30, на которых закреплены вилки 29, соединенные с передвижной шестерней 8 включения первой передачи и заднего хода и с каретками синхронизаторов 4 и 26. Над стержнями в гнездах крышки расположены шариковые фиксаторы 3, а между стержнями в каналах — шариковые замки 2 с передвижной шпилькой в среднем стержне. В паз головок вилок и промежуточного качающегося поводка 33 включения первой передачи и заднего хода входит нижний конец рычага 1 переключения передач, установленного на шаровой опоре в приливе крышки и поджимаемого пружиной. Сверху шаровая опора рычага закрыта чехлом 31. Для устранения возможности ошибочного включения заднего хода или первой передачи в качающемся поводке 33, который установлен шарнирно на пальце 32, закрепленном в крышке, поставлен предохранительный упорный штифт 34 с пружиной.
В картер коробки передач через боковое заливное отверстие, закрытое пробкой, до уровня отверстия заливается масло. Для выпуска масла в нижней части картера имеется сливное отверстие, закрытое магнитной пробкой.
Для включения различных передач рычаг из нейтрального положения может быть установлен в шести различных положениях (см. рис. 290).
Синхронизатор работает следующим образом. При не включенном синхронизаторе фиксирующие пальцы 1 (рис. 291, а) под действием пружины с шариками, упирающимися в скошенные поверхности штифтов 4, своими наружными выточками надвинуты на кромку отверстий во фланцах каретки. При этом кольца 9 и 14 установлены так, что блокирующие пальцы 11 их расположены в отверстиях фланца центрально.
При перемещении каретки 12 для включения передачи конусное кольцо 14, перемещаемое фиксирующими пальцами 1, упирающимися своими уступами в концы штифтов, соприкасается с конической поверхностью шестерни 5. При этом кольцо 14 вместе с блокирующими пальцами 11 смещается в сторону вращения шестерни 5 и пальцы 11 своими углублениями заходят на края отверстий фланца каретки 12, блокируя конусное кольцо с кареткой (рис. 291, б). Затем продолжающая перемещаться каретка 12 плотно прижимает конусное кольцо 14 к конусной поверхности 6 шестерни 5, и угловые скорости вала 8 и шестерни 5 уравниваются. Вследствие этого блокирующие пальцы 11 освобождаются в отверстиях фланца каретки, располагаясь в них центрально (рис. 291, в). При этом осевое усилие, прикладываемое к каретке, сдвигает фиксирующие пальцы 1 с края отверстий к центру, и штифты колец сходят с уступов пальцев, располагаясь в пальцах центрально. Каретка полностью освобождается и смещается дальше, зубчатым венцом 13 входит во внутренний зубчатый венец 7 шестерни, соединяя шестерню 5 с валом 8 и бесшумно включая соответствующую передачу.
На автомобиле ЗИЛ-131 установлена коробка передач такой же конструкции, как коробка передач автомобиля ЗИЛ-130. Изменена крышка заднего подшипника вторичного вала в связи с переносом привода спидометра в раздаточную коробку и с изменением расположения центрального тормоза. Соединения коробки надежно герметизированы для предотвращения проникновения в нее воды при преодолении бродов.
На автомобилях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К коробка передач имеет такое же устройство, как коробка передач соответственно на автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
На автомобиле ЗИЛ-133 установлена пятиступенчатая коробка передач, имеющая в основном такую же конструкцию, что и коробка передач автомобиля ЗИЛ-130, и отличающаяся расположением шестерни 17 (рис. 292) первой передачи на промежуточном валу и блока промежуточных шестерен 18 заднего хода, в связи с чем несколько изменилась схема положений рычага при включении первой передачи и заднего хода. Для увеличения общего числа передач за коробкой передач расположен дополнительный двухступенчатый редуктор, обеспечивающий включение прямой передачи (передаточное число 1,00) и понижающей передачи.
Двухступенчатый редуктор собран в чугунном литом картере 15, состоящем из двух половин и прикрепленном к картеру коробки передач. В картере на подшипниках установлены промежуточный вал 14 с двумя шестернями 16 и 13 и ведомый вал 9 со свободно установленной на нем шестерней 7. Ведущим валом с шестерней 2 является задний конец вторичного вала 1 коробки передач. Включение передач осуществляется с помощью передвижной зубчатой муфты 4. При смещении ее вперед она надвигается на зубчатые венцы ступицы ведущей шестерни 2 и ведомого вала 9; при этом включается прямая передача. При смещении муфты назад она надвигается на зубчатый венец ведомой шестерни 7, наглухо соединяя ее с ведомым валом 9. При этом вращение в редукторе передается через шестерни 2, 16, 13, 7 и включается понижающая передача.
Перемещение зубчатой муфты осуществляется вилкой 6, закрепленной на стержне 5. Для включения понижающей передачи стержень 5 перемещается назад с помощью пневматической рабочей камеры 3, питаемой сжатым воздухом из тормозной системы с помощью электропневматического клапана, приводимого в действие включателем из кабины водителя. При этом при помощи специального датчика 8 включается контрольная лампа на щитке приборов. При выключении электромагнитного клапана полость рабочей камеры 3 сообщается с атмосферой, и стержень 5 под действием пружины перемещается вперед, передвигая муфту 4 и включая прямую передачу.
К задней стенке картера редуктора прикреплен кронштейн 12 со щитом и колодками центрального тормоза, барабан 10 которого закреплен на наружном конце ведомого вала. С помощью карданной передачи этот вал соединяется с главной передачей первого заднего ведущего моста.
Привод спидометра осуществляется с помощью шестерни 11, находящейся в зацеплении с червяком, закрепленным на конце ведомого вала редуктора.
На автомобиле ЗИЛ-164 установлена пятиступенчатая коробка передач, в которой пятая передача является ускоряющей. При включении пятой передачи вторичный вал коробки вращается быстрее коленчатого вала двигателя.
Коробка передач (рис. 293) состоит из чугунного картера 16 с крышкой 5, валов первичного 29, промежуточного 18 и вторичного 13 с опорами и шестернями, двойной промежуточной шестерни 39 и 40 заднего хода и переключающего устройства.
Первичный вал 29 с шестерней 30 установлен в картере коробки на шарикоподшипнике 27, а передний конец его лежит в шарикоподшипнике маховика.
Промежуточный вал 18 установлен в картере на роликовом цилиндрическом подшипнике 25 спереди и на шарикоподшипнике 15 сзади. Подшипники закреплены на валу гайками, имеющими стопоры. Снаружи подшипники закрыты чугунными крышками. На валу установлено шесть шестерен. Шестерня 20 заднего хода и шестерни 17 и 19 первой и второй передач изготовлены как одно целое с валом. Шестерни 21 и 22 третьей и пятой передач и приводная шестерня 24 постоянного зацепления посажены на вал на шпонках. Между шестернями 22 и 24 промежуточного вала вместо распорной втулки можно устанавливать шестерню 23 отбора мощности.
Передний конец вторичного вала 13 установлен в роликоподшипнике 28 в выточке первичного вала, а задний конец — в шарикоподшипнике 8 в картере. На выступающем конце вала закреплены ведущая шестерня 10 привода спидометра и фланец 12 карданного шарнира. Подшипник закрыт чугунной крышкой 9. В крышке установлены шестерня 14 привода спидометра и сальник 11. На шлицевой части вала установлены две каретки: каретка 7 включения первой передачи и заднего хода и каретка 6 включения второй (наружные зубья) и третьей (внутренние зубья) передачи. На средней гладкой части вала установлено свободно две шестерни, постоянно сцепленные с шестернями промежуточного вала. Шестерня 2 третьей передачи установлена на игольчатом подшипнике и имеет зубчатый венец, на который может надвигаться внутренними зубьями задняя каретка 6.

автомобиля ЗИЛ-164
включения четвертой и пятой передач. Ступица 26 и втулка шестерни 32 закреплены на валу гайкой.
Сбоку в приливе картера зафиксирована стопорной пластиной ось 38. На оси на двух роликоподшипниках установлена двойная шестерня (шестерни 39 и 40) заднего хода. Передняя шестерня 40 входит в зацепление с шестерней 20 заднего хода промежуточного вала, а с задней шестерней 39 может зацепляться шестерня каретки 7 вторичного вала. Все шестерни постоянного зацепления имеют косые зубья, вследствие чего работают бесшумно.
В каналах крышки коробки передач установлены три переключающих стержня Ц; 4 и 36 с вилками, охватывающими выточки передвижных шестерен и муфты. В углубления вилок входит нижний конец рычага 1 переключения передач. На левом стержне 36 закреплен кронштейн 35 со штифтовым предохранителем 34 включения заднего хода. Стержень 36 вилкой соединен с кареткой 7 включения первой передачи и заднего хода. В углубления стержней входят шариковые фиксаторы 33. Между стержнями в каналах крышки установлены шариковые замки 37. Схема зацепления шестерен и положений рычага при включении различных передач в этой коробке показана на рис. 293.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-157 имеет такое же устройство, как коробка передач автомобиля ЗИЛ-164. Изменена только конструкция крышки заднего подшипника вторичного вала в связи с переносом привода спидометра в раздаточную коробку.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru