руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ И УРАЛ

На автомобиле МАЗ-500, оборудованном дизелем ЯМЗ-236, установлена пятиступенчатая коробка передач с ускоряющей передачей и дистанционным механическим управлением. Включение второй — третьей и четвертой — пятой передач осуществляется с помощью двух синхронизаторов.
Первичный вал 1 (рис. 294) с шестерней 2 установлен в картере 14 на шарикоподшипнике. Промежуточный вал 20 также установлен в картере: впереди — на цилиндрическом роликоподшипнике, а сзади — на шарикоподшипнике. Гнездо заднего подшипника закрыто чугунной крышкой 19.
Шестерня 21 первой передачи и заднего хода нарезана непосредственно на валу, а шестерни 22 второй передачи, третьей 24, пятой 25, шестерня 26 отбора мощности и приводная шестерня 27 закреплены на валу на шпонках. Приводная шестерня 27 промежуточного вала снабжена гасителем (демпфером), снижающим колебания, передаваемые от двигателя на коробку передач, и шум шестерен при работе дизеля на холостом ходу. Необходимость в установке гасителя вызвана недостаточной равномерностью работы дизеля ЯМЗ-236.
Зубчатый венец шестерни выполнен отдельно от ее ступицы и соединяется со ступицей через шесть цилиндрических пружин. Передаваемые на венец колебания гасятся в шестерне за счет деформации пружин и трения в элементах демпфера.
Сбоку между промежуточными и вторичными валами закреплена ось 30, на которой на двух роликоподшипниках установлена двойная промежуточная шестерня заднего хода 29. Передняя шестерня зацеплена с шестерней 21 первой передачи промежуточного вала, а с задней шестерней входит в зацепление шестерня 12 при включении заднего хода.
Передний конец вторичного вала 17 установлен на роликоподшипнике в выточке первичного вала, а задний его конец — в картере на шарикоподшипнике. На выступающем наружу конце вала закреплены шестерня 15 привода спидометра и фланец 16 карданного шарнира. Задний подшипник закрыт крышкой 18, в которой установлены ведомая шестерня привода спидометра и сальник. На задней части вала, имеющей шлицы, установлена передвижная шестерня 12 включения первой передачи и заднего хода. Шестерня 12 имеет прямые зубья.
На вторичном валу свободно установлены на стальных подшипниках скольжения специальной конструкции шестерни: 11 — второй передачи, 9 — третьей передачи и 8 — ускоряющей пятой передачи. От продольного сдвига шестерни предохраняются упорными кольцами. Эти три шестерни имеют косые зубья и входят в постоянное зацепление с шестернями 22, 24 и 25 промежуточного вала. На шестернях 11, 9 и 8, так же как и на шестерне 2 первичного вал, с торцов имеются конусная поверхность и внутренние зубья.
Между шестернями второй и третьей передач и шестернями пятой передачи и первичного вала находятся синхронизаторы 10 и 3, обеспечивающие бесшумное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Синхронизатор состоит из муфты 8 (рис. 295, а), установленной на шлицах вала (передний синхронизатор) или на шлицах втулки, закрепленной на валу (задний синхронизатор), и корпуса 4 с бронзовыми конусными кольцами 9. Корпус соединен с муфтой при помощи шариковых фиксаторов 6. На муфте имеются зубчатые венцы 3 и 7. Пальцы 5 муфты 8 проходят через фигурные прорези 2 корпуса 4, и снаружи на них при помощи штифтов прикреплено кольцо 1, в проточку которого входит переключающая вилка.
На рис. 295, б показано нейтральное положение синхронизатора.
При перемещении рычага 10 (рис. 295, в) переключения передач муфта 8 синхронизатора вместе с корпусом 4 передвигается к соответствующей
в зацепление с внутренними зубьями шестерни 12, включая передачу.
В каналах приливов крышки картера установлено три переключающих стержня 31 (см. рис. 294). Вилки стержней соединены с кареткой включения первой передачи и заднего хода и с двумя муфтами синхронизаторов. Переключающие стержни имеют шариковые фиксаторы 7 и замки 13.
Наиболее нагруженные подшипники коробки передач смазываются под давлением. Масло из картера коробки через отъемный фильтр 23, снабженный магнитом, по каналу засасывается шестеренчатым насосом 28, приводимым в действие от переднего конца промежуточного вала, и нагнетается по каналу в картере и крышке и через канал в первичном и вторичном валах
шестерне при помощи вилки//. При этом конусное кольцо 9 корпуса прижимается к конусу шестерни 12. Вследствие трения между конусными поверхностями корпус 4 поворачивается и попадает впадиной прорези 2 на палец 5 муфты 8, блокируя ее с корпусом. В результате конус корпуса сильно прижимается к конусу шестерни под действием силы, приложенной к рычагу переключения передач. Вследствие возникающего при этом сильного трения между конусами числа оборотов шестерни 12 и муфты 8 с валом выравниваются, и блокирующее устройство освобождает муфту от корпуса синхронизатора. Муфта, выжимая шарики фиксаторов 6 (рис. 295, г), сдвигается дальше. При этом
к подшипникам шестерен 8, 9 и 11 вторичного вала, к его переднему подшипнику и на приводные шестерни. Все остальные детали смазываются разбрызгиваемым маслом.
В масляном насосе установлен редукционный шариковый клапан, ограничивающий давление масла в системе смазки коробки передач.
Картер коробки передач имеет внутри перегородку, поэтому для выпуска масла сделаны два отверстия, закрытые пробками.
Переключение передач осуществляется рычагом, расположенным в кабине, с помощью механического дистанционного привода, необходимость применения которого вызвана смещением вперед кабины, располагаемой над двигателем. В кронштейне 4, закрепленном на приливе крышки картера коробки передач, установлен на двух опорах валик 6 переключения передач. На внутреннем конце валика закреплен рычаг 5 переключения, конец которого входит в пазы головок, закрепленных на переключающих стержнях 31. В среднем положении рычаг устанавливается верхним фиксатором со штифтом 32 и пружиной и нижним фиксатором 35 предохранителя включения заднего хода с двумя штифтами и пружиной. Наружный штифт установлен в качающемся поводке 34 переключения первой передачи и заднего хода. Поводок установлен шарнирно на пальце 33, закрепленном в приливе крышки коробки передач.
На наружном конце валика 6 закреплен второй рычаг 36, входящий своим концом в головку подвижного штока 37, установленного в приливе кронштейна. Наружный конец подвижного штока длинной тягой 38 с карданными сочленениями соединен с промежуточным механизмом 39 управления, кронштейн которого закреплен па раме автомобиля. С наружным концом поперечного валика этого механизма соединен с помощью карданного сочленения нижний конец рычага 40 переключения передач. Рычаг проходит через опору в полу кабины. Такая конструкция рычага позволяет откидывать кабину, не нарушая всех соединений привода управления коробкой передач. Схема зацепления шестерен в коробке и положения рычага при включении различных передач показаны на рис. 296, а.
На автомобиле МАЗ-200 установлена коробка передач, имеющая устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принципу действия
коробки передач автомобиля МАЗ-500. Приводная шестерня 11 (рис. 297) промежуточного вала 10 гасителя не имеет. Шестерни 8 второй, 7 третьей и 6 пятой передач установлены на вторичном валу 9 на игольчатых подшипниках. Рычаг 1 переключения передач расположен на шаровой опоре в кронштейне Щ закрепленном непосредственно на крышке 5 коробки передач. На рычаге расположен предохранитель 4 включения заднего хода. На некоторых моделях автомобилей он выполнен в виде штифта 2 с пружиной и установлен в гнезде кронштейна шаровой опоры рычага. Схема положений рычага переключения передач показана на рис. 296, б.
На автомобилях Урал-375 и Урал-377 установлена коробка передач, имеющая такое же устройство, как коробка передач автомобиля МАЗ-200 (на первых выпусках) или коробка передач типа ЯМЗ-236С (на последних выпусках).


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru