руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

МЕХАНИЗМЫ ПРИВОДА К ВЕДУЩИМ КОЛЕСАМ АВТОМОБИЛЯ

Главная передача
В устройство привода к ведущим колесам двухосного автомобиля с одной задней ведущей осью входят: главная передача, дифференциал и полуоси. Все эти устройства заключаются в общем картере с полуосевыми рукавами и носят название заднего ведущего моста.
Рис. 324. Типы главных передач ведущих мостов автомобилей:
а — одинарная простая; б — одинарная гипоидная; в — двойная
Главная передача служит для понижения числа оборотов, передаваемых от двигателя на колеса, и увеличения на них тягового усилия и обеспечивает передачу вращения с карданного вала на полуоси под углом 90°. В главной передаче применяют шестеренчатые передачи — одинарные или двойные.
В одинарной главной передаче (рис. 324, а) вращение передается с малой конической шестерни 1 на большую 2. Шестерни изготовлены со спиральными зубьями, вследствие чего повышается прочность зубьев, а также увеличивается число зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. Поэтому
шестерни работают более плавно и бесшумно, и долговечность их повышается.
Кроме конической простой шестеренчатой передачи, у которой оси взаимно пересекаются, в автомобилях применяют гипоидную передачу (рис. 324, б). В этой передаче зубья имеют специальный профиль и ось малой конической шестерни смещена вниз относительно центра большой шестерни на некоторое расстояние. Это дает возможность расположить карданный вал ниже и понизить в полу кузова легкого автомобиля туннель для прохода вала, вследствие чего достигается более удобное размещение пассажиров в кузове. Кроме того, имеется возможность несколько снизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость при движении. Гипоидная передача обладает большей плавностью работы, более высокой прочностью зубьев и повышенной износоустойчивостью.
Однако для гипоидной передачи необходимо применение смазки специальных сортов вследствие большого давления между зубьями при работе и больших скоростей относительного скольжения между зубьями. Кроме того, требуется более высокая точность монтажа передачи.

Гипоидная передача основное применение получила на легковых автомобилях. В силу своих достоинств эта передача получает применение и на некоторых моделях грузовых автомобилей (ГАЗ-63А, ГАЗ-66, ЗИЛ-133).
В одинарной главной передаче требуемое передаточное число получается при малом числе зубьев у ведущей шестерни (6—7 зубьев), вследствие чего нагрузка на зубья получается довольно большой. Поэтому одинарную передачу применяют в основном в легковых автомобилях и грузовых автомобилях средней грузоподъемности.
В двойной главной передаче (рис. 324, в) вращение передается через две пары шестерен: с малой конической шестерни 1 на большую коническую 2 и далее с малой цилиндрической шестерни 3 на большую цилиндрическую 4.
Конические шестерни применяют со спиральными зубьями, а цилиндрические — с прямыми или косыми зубьями.
В двойной главной передаче можно получить большое передаточное число при сравнительно небольших размерах передачи, так как в зацеплении находятся две пары шестерен. Поэтому имеется возможность применять малую коническую шестерню с большим количеством зубьев, что улучшает условия ее работы при больших нагрузках. Двойную передачу применяют в грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности.
Общее передаточное число всей силовой передачи автомобиля равно произведению передаточных чисел коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи и может быть изменено при включении различных передач. Общее передаточное число показывает, во сколько раз число оборотов ведущих колес автомобиля меньше числа оборотов коленчатого вала двигателя.
В некоторых моделях грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности (МАЗ-500) применяют раздельную главную передачу, которая включает центральную передачу и бортовые колесные передачи.
Центральная передача выполняется обычно в виде двух конических шестерен со спиральными зубьями — малой 1 и большой 2 (рис. 325, а).
Колесные передачи, располагаемые с обеих сторон ведущего моста, планетарные. Каждая колесная передача состоит из ведущей солнечной шестерни, сателлитов 4 и ведомой коронной шестерни 5. Солнечная шестерня 3 соединена с концом ведущей полуоси. Сателлиты 4 установлены на подшипниках на осях, которые неподвижно закреплены на фланце полуосевого рукава ведущего моста. Коронная шестерня 5 соединена со ступицей ведущего колеса.
При вращении полуоси ее шестерня 3 через сателлиты 4 передает вращение на коронную шестерню 5 и ступицу колеса.
Наличие колесных передач, имеющих определенное передаточное число, позволяет уменьшить передаточное число центральной передачи и разгрузить ее шестерни, дифференциал и полуоси от повышенных усилий, улучшая условия их работы. Кроме того, путем замены шестерен в колесных передачах упрощается задача изменения передаточного числа ведущего моста при создании модификаций автомобилей на основе базовой модели.
На некоторых моделях грузовых автомобилей (МАЗ-500) предусмотрена возможность применения для их модификаций двухскоростного ведущего моста вместо односкоростного путем замены некоторых деталей в главной передаче. Двухскоростной ведущий мост дает возможность получать в нем переключением шестерен, кроме стандартного передаточного числа, понижающее передаточное число. Это значительно расширяет возможности использования таких автомобилей в самых разнообразных эксплуатационных условиях.
Двухскоростной ведущий мост может быть получен путем введения в главную передачу односкоростного моста дополнительной планетарной передачи. В двухскоростном мосту такого типа ведомая шестерня (рис. 325, б) центральной передачи имеет внутренние зубья, с которыми входят в зацепление зубья сателлитов 6, установленных на осях, которые закреплены в коробке 11 дифференциала. Включение передач осуществляется подвижной муфтой с центральной шестерней 10, управление которой осуществляется из кабины с помощью пневматического или электрического привода.
Для включения высшей (стандартной) передачи муфта устанавливается в такое положение, при котором ее центральная шестерня 10 одновременно входит в зацепление и с сателлитами 6 и с внутренним губчатым венцом 7 коробки дифференциала. При этом планетарный механизм блокируется, соединяя наглухо ведомую шестерню с коробкой 11 дифференциала.
Для включения низшей передачи муфта сдвигается в такое положение, при котором ее центральная шестерня 10 входит в зацепление только с сателлитами 6, а второй зубчатый венец 9 муфты входит в зацепление с зубчатым венцом 8, закрепленным в картере ведущего моста. При этом включается планетарная передача, и вращение с ведомой шестерни передается на сателлиты §| которые, обкатываясь по неподвижной центральной шестерне 10 муфты, ведут за собой коробку 11 дифференциала и полуоси с пониженным числом оборотов, обеспечивая получение понижающего передаточного числа.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru