руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

КОЛЕСА

Конструкция колес
На автомобилях ставят дисковые колеса, состоящие из диска и обода. Обод служит для установки пневматической шины и приклепывается или приваривается к диску.
Ободы бывают глубокие неразборные и плоские разборные. Глубокий неразборный обод имеет борта и углубление посередине, необходимое для монтажа шины (рис. 354, а).
Углубление располагается симметрично относительно середины обода или несколько смещено (несимметричный обод). Такие колеса ставятся на легковых автомобилях.
Колеса с плоским разборным ободом применяют на грузовых автомобилях. В таком ободе одну щеку делают съемной, что необходимо для монтажа шин.
Съемная щека 7 (рис. 354, б), называемая бортовым кольцом, закрепляется на ободе колеса замочным разрезным кольцом 2, заправленным в канавку на ободе (автомобили ЗИЛ), или сама щека 1 делается разрезной и крепится своим выступом в канавке обода (ГАЗ). У некоторых моделей автомобилей отъемный борт (рис. 354, в) обода крепится болтами к диску колеса. У автомобилей высокой проходимости с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах на разъемном ободе крепится распорное кольцо, фиксирующее положение бортов шины на колесе при пониженном давлении воздуха (ЗИЛ-157К, ЗИЛ-131, ГАЗ-66).
Применяются также бездисковые колеса (рис. 354, г), у которых ступица отлита вместе со спицами, к которым на шпильках гайками с накладками-прижимами 3 крепится съемный разрезной, состоящий из трех секторов обод (автомобили МАЗ, КрАЗ). На грузовых автомобилях получают также применение уширенные ободы с коническими полками.
Колеса прикрепляют к ступицам болтами или шпильками с гайками.
Одинарные колеса крепят к ступицам или к фланцам ведущих полуосей непосредственно гайками на шпильках или болтах. Сдвоенные колеса задних ведущих мостов грузовых автомобилей имеют специальное крепление. Сначала на шпильки ступицы ставят внутреннее колесо и затягивают его колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой; затем на эти гайки ставят наружное колесо и крепят его простыми гайками.
На гайках крепления колес сделаны конусные или сферические поверхности, которые, входя в соответствующие отверстия диска колеса, точно центрируют колесо на ступице.
В некоторых автомобилях гайки правой и левой стороны ставят с различным направлением резьбы для того, чтобы устранить самоотвертывание гаек, появляющееся вследствие резкого ускорения или замедления вращения колес, например при торможении. Гайки с левой резьбой обычно отмечены специальной проточкой на гранях, а на шпильках с левой резьбой ставится метка «л».
Установка управляемых колес
Для повышения устойчивости (стабилизации) передних колес в среднем положении и для облегчения управления автомобилем передние колеса имеют развал в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной, а шкворни поворотных кулаков наклонены в продольной и поперечной плоскостях.
Развал колес (рис. 355, а) обеспечивается установкой поворотных кулаков с наклоном цапф вниз. В результате развала па колесе появляется осевая сила, прижимающая ступицу к внутреннему большому подшипнику, вследствие чего разгружается наружный меньший подшипник. При развале колес
уменьшается расстояние между точкой пересечения продолжения оси шкворня и точкой касания колеса с дорогой, что облегчает поворот колес. Угол развала колес а для разных автомобилей выдерживается в пределах 0-2°.
В результате поперечного наклона шкворней при повороте колес в ту или другую сторону происходит некоторый подъем передней оси автомобиля. При этом под действием веса автомобиля, стремящегося опустить ось обратно в нижнее положение, колеса возвращаются в среднее исходное положение, вследствие чего и увеличивается их устойчивость в этом положении. Поперечный наклон шкворня достигается соответствующей формой передней оси. Угол поперечного наклона шкворня равен 6—8°.
Продольный наклон сделан также для улучшения стабилизации управляемых колес в среднем положении. Вследствие такого наклона шкворня продолжение оси шкворня пересекается с плоскостью дороги впереди точки касания колес на некотором расстоянии с. Во время поворота автомобиля центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомобиль по направлению от центра поворота, вызывает появление поперечных сил трения (реакций) между шинами и дорогой в точках их касания. Эти силы, действуя на плече с относительно оси шкворня, способствуют возвращению колес в среднее, нейтральное положение. Продольный наклон шкворней достигается установкой передней оси с небольшим наклоном. Угол продольного наклона шкворней 7 выдерживается в пределах 0—3,5°.
Так как при установке шкворней с большими углами наклона утяжеляется управление автомобилем, в легковых автомобилях эти углы делаются очень малыми или равными нулю. Стабилизация колес в среднем положении в этом случае обеспечивается углом увода упругих деформирующихся шин. При повороте колес продольная ось следа шины вследствие ее упругости и сцепления с дорогой отстает от угла поворота колеса, и деформируемая шина стремится вернуть колесо в среднее положение.
В ведущих передних мостах автомобилей высокой проходимости углы продольного наклона шкворней также делают малой величины или равными нулю, потому что наличие на колесах тягового усилия способствует улучшению стабилизации колес в среднем положении.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru