руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500

На автомобиле МАЗ-500 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем с отдельным силовым цилиндром.
Рулевой механизм выполнен в виде винта с гайкой с циркулирующими шариками между ними и рейки с зубчатым сектором. Винт 3 (рис. 399) установлен в чугунном литом картере 6 на двух конических роликоподшипниках, регулируемых прокладками 7, установленными под нижней крышкой картера. Над верхним подшипником установлен сальник 2. На винт надевают гайку 5; полукруглые винтовые канавки винта и гайки образуют два спиральных канала, заполненных стальными шариками, обработанными с большой точностью. В местах входа и выхода спиральных каналов на поверхности гайки закреплены штампованные, состоящие из двух половинок направляющие желоба 4, которые образуют замкнутый путь для качения шариков в спиральных каналах. Из-за наличия циркулирующих в спиральных каналах шариков трение скольжения между винтом и гайкой заменено трением качения, что обеспечивает легкое и плавное вращение винта и перемещение по нему гайки.
Рейка 13, изготовленная на одной из поверхностей гайки, входит в зацепление с зубчатым сектором 12 вала 8 сошки, который лежит в приливах картера и в отъемной боковой крышке 10 на трех игольчатых подшипниках. На наружном конце прилива картера поставлен сальник 9. В паз внутреннего конца вала 8 сошки входит головка регулировочного винта 11, ввернутого в крышку и закрепленного контргайкой. С помощью этого винта осуществляется регулировка зацепления сектора с рейкой, имеющих коническое расположение зубьев.
В картере имеются маслозаливное и сливное отверстия с пробками. Картер с рулевым механизмом установлен на левом лонжероне рамы. С валом 1 винта с помощью промежуточного вала с карданными сочленениями соединен рулевой вал, установленный в рулевой колонке, закрепленной в кабине. На верхнем конце рулевого вала крепится рулевое колесо. Такая конструкция рулевого привода дает возможность откидывать кабину, не нарушая его соединений. На шлицах вала 8 закреплена гайкой рулевая сошка 25, шаровой палец 21 которой соединен с помощью сухарей, поджимаемых пружиной, с корпусом 20, в котором также установлен между сухарями шаровой
Гидравлический усилитель состоит из лопастного насоса, распределителя с золотником управления и силового цилиндра. Гидравлический лопастной насос установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала ременной передачей. Устройство и принцип действия насоса аналогичны устройству и принципу действия насоса, рассмотренного выше.
Корпус 22 распределителя управления и силовой цилиндр 17 навернуты на резьбе на корпус 20 шарниров шаровых пальцев 21 и 19 сошки и продольной тяги и соединены в один агрегат. К каналам корпуса 22 распределителя управления присоединены нагнетательный 23 и сливной 24 маслопроводы от насоса и трубки 15 и 18 от обеих полостей силового цилиндра 17. Наружный конец штока 14 поршня 16 присоединен на резиновой втулке к кронштейну рамы и закрыт уплотняющим резиновым чехлом. Действие рулевого усилителя аналогично рассмотренному ранее.
Для автомобилей КрАЗ новых моделей разработана конструкция рулевого управления с гидравлическим усилителем, аналогичная конструкции рулевого управления автомобиля МАЗ-500.
Рулевой механизм выполнен в виде винта 1 (рис. 400) с гайкой 2 с циркулирующими шариками между ними и рейки 3 с сектором 4, установленных на подшипниках в картере, закрепленном на левом лонжероне рамы. Регулировка конических подшипников винта 1 осуществляется прокладками, установленными под верхней крышкой картера, а регулировка зацепления рейки с сектором — винтом, завернутым в боковой прилив картера.
Гидравлический усилитель, состоящий из лопастного насоса, распределителя управления и силового цилиндра, имеет устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принципу действия гидроусилителя автомобиля МАЗ-500.
Корпус 5 распределителя и силовой цилиндр 10 соединены с корпусом 7 шарниров пальцев рулевой сошки и продольной рулевой тяги и представляют собой один агрегат. Наружный конец штока 11 поршня 9 силового цилиндра 10 соединен своей головкой на резиновой втулке с кронштейном рамы автомобиля.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ УРАЛ-375 И УРАЛ-377
На автомобиле Урал-375 применено рулевое управление с гидравлическим усилителем, имеющим отдельный силовой цилиндр.
Рулевой механизм выполнен в виде нары червяк — боковой сектор. Червяк 21 (рис. 401) закреплен на шлицах нижнего конца вала 25, установленного в чугунном литом картере 26 на двух роликовых цилиндрических подшипниках. Нижний подшипник закрыт крышкой. Под верхним подшипником поставлен сальник. Между червяком и кольцом верхнего сальника и подшипника на валу поставлена распорная втулка 24. С валом 25 червяка соединяется с помощью промежуточного вала 37 с двумя карданными шарнирами 36 и 38 рулевой вал 40, установленный на двух шарикоподшипниках в корпусе 39, закрепленном на щитке кабины. Нижний шарнир 36 снабжен шлицевым соединением с валом червяка. Подшипники защищены в корпусе 39 сальниками. Корпус сверху закрыт крышкой. На верхнем конце вала 40 закреплено рулевое колесо 41. В центре колеса установлена кнопка с контактом включения сигнала.
С червяком 21 входит в зацепление боковой сектор 23, вал 19 которого лежит в приливе картера на двух игольчатых подшипниках; между подшипниками поставлена распорная втулка. Снаружи в корпусе установлен сальник. Боковой люк картера закрыт крышкой 22. Между опорной плоскостью сектора и крышки установлена на штифте упорная шлифованная бронзовая шайба, с помощью которой регулируют нормальное зацепление сектора с червяком. В картере имеются маслозаливное и сливное отверстия, закрытые пробками. Картер 26 рулевого механизма закреплен на левом лонжероне рамы.
На шлицах наружного конца вала 19 сектора закреплена шплинтуемой гайкой рулевая сошка 9, шаровой палец 18 которой соединен с помощью сухарей с передним концом продольной рулевой тяги 8. Сухари закреплены шплинтуемой пробкой. Под задним сухарем в упорном стакане поставлены шайбы 20 с конической поверхностью и пружиной, обеспечивающие автоматическое устранение зазора в сочленении. Задний конец продольной тяги 8 соединен с помощью наконечника 17, в котором имеются вертикально расположенные сухари с поджимной пружиной, с шаровым пальцем 16 рычага 15, закрепленного верхней частью в корпусе поворотного кулака. Наконечник 17 навернут на резьбу тяги и закреплен двумя стяжными болтами. Шаровое сочленение закрыто крышкой.
Второй рычаг 14 корпуса поворотного кулака соединен поперечной рулевой тягой 7 с рычагом 43 корпуса правого поворотного кулака. Сочленения выполнены с помощью шаровых пальцев, закрепленных в рычагах и установленных между вертикальными сухарями в головках 42, навернутых на резьбе на тягу и закрепленных стяжными болтами. Все шарнирные сочленения защищены уплотнениями и смазываются через пресс-масленки.
Гидроусилитель рулевого управления включает нас ос 3 лопастного типа, распределитель управления 10 и силовой цилиндр 13. Лопастной насос, снабженный резервуаром повышенной емкости, закреплен на двигателе и приводится в действие ременной передачей. Устройство и действие насоса аналогичны рассмотренным выше.
Распределитель управления расположен на картере рулевого механизма и связан с валом червяка. Корпус 34 распределителя прикреплен болтами к фланцу картера 26 рулевого механизма. С другой стороны к корпусу прикреплена болтами крышка 32, в которой установлен дополнительный роликоподшипник вала и поставлен сальник.
На валу закреплен гайкой между двумя упорными шарикоподшипниками 27 золотник 33 с двумя подвижными упорными шайбами, расположен 2 — дополнительный трубопровод к цилиндру 1 гидравлического подъемника запасного колеса. К крышке корпуса присоединен дренажный трубопровод 4 для слива просочившегося в нее масла. В каналах корпуса установлен перепускной шариковый клапан 35. Силовой цилиндр 13 присоединен с помощью шарового сочленения 47 к переднему кронштейну правой передней рессоры. Наружный конец штока 45 поршня 46 соединен с помощью шарового сочленения с рычагом 44, закрепленным сверху на корпусе правого поворотного кулака. Шток 45 в крышке цилиндра уплотнен манжетами и сальником и закрыт снаружи защитным чехлом.

Гидроусилитель работает следующим образом.
При среднем положении рулевого колеса 41 золотник 33 с валом 25 червяка 21 удерживается с помощью плунжеров 30 с пружинами 31, упирающихся в неподвижные и подвижные шайбы 28 и 29, в среднем положении. При этом нагнетательный трубопровод 6 насоса соединен с обоими трубопроводами силового цилиндра 13 и со сливным трубопроводом 5 — гидроусилитель не работает. При повороте рулевого колеса 41 в какую-либо сторону на валу 25, вследствие упора витков червяка 21 в зубья сектора 23, возникает осевое (реактивное) усилие, вызывающее некоторое незначительное осевое смещение вала25 в подшипниках вместе с золотником 33 в ту или другую сторону. Золотник смещает подвижной шайбой 28 соответствующие плунжеры 30, преодолевая сопротивление сжимаемых при этом пружин 31. Золотник 33 устанавливается в такое положение, при котором нагнетательный трубопровод 6 соединяется с одной из полостей силового цилиндра 13, а другая его полость сообщается со сливным трубопроводом 5. Усилием, возникающим на поршне 46 и штоке 45 цилиндра 13, облегчается поворот колес. Крайние положения золотника определяются упором подвижных шайб 28 в стенки крышки корпуса. Пропорциональность усилия, прикладываемого к рулевому колесу, усилию, необходимому для преодоления сопротивления повороту колес, обеспечивается величиной давления масла в каналах между плунжерами 30. При поворотах автомобиля в тяжелых дорожных условиях давление масла в системе возрастает, и для преодоления сопротивления перемещению плунжеров 30 и сдвигания золотника 33 требуется большее усилие. Следовательно, водитель должен также прикладывать к рулевому колесу большее усилие. Перепускной клапан 35, установленный в канале корпуса, обеспечивает возможность поворота колес рулевым управлением при неработающем усилителе.
На автомобиле Урал-377 рулевое управление и гидроусилитель имеют такие же устройство и принцип действия, как на автомобиле Урал-375. Конструкция поворотных кулаков и передней не ведущей оси другая (см. рис. 378).


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru