руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А «ЗАПОРОЖЕЦ»

На автомобиле ЗАЗ-965А «Запорожец» (рис. 410, а и б) тормозная система состоит из колесных колодочных тормозов с гидравлическим приводом от ножной педали. Задние колесные тормоза имеют, кроме того, ручной механический привод от рычага, расположенного с правой стороны сиденья водителя.
Колесные тормоза 1 (рис. 410) колодочные, самоустанавливающиеся. Все тормоза имеют по одному рабочему цилиндру 3. Шток 5 главного тормозного цилиндра 4 соединен с тормозной педалью. Тормозная педаль 22 (см. рис. 259) своей ступицей, имеющей пластмассовую втулку, установлена на кронштейне педалей 20 и снабжена оттяжной пружиной. Главный тормозной цилиндр закреплен на переднем щитке кузова и соединен трубкой с бачком, расположенным в багажнике кузова. От главного цилиндра трубопроводы присоединяются к тормозным цилиндрам 3 (рис. 410) колесных тормозов.
Зазор между колодками и барабаном тормозов регулируют эксцентриками 2, установленными в тормозных щитах.
Рычаг 6 ручного механического привода задних тормозов снабжен роликом-уравнителем 7, через который перекинут трос 8, проходящий в направляющих оболочках 9. Концы троса присоединены к разжимным рычагам 10, воздействующим на задние колодки тормозов.
Ручной привод задних тормозов регулируют с помощью резьбовых наконечников тросов, смещением кронштейна рычага и перестановкой ролика в щеках рычага.
На автомобиле ЗАЗ-965 «Запорожец» тормозная система имеет такое же устройство.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЕЙ «МОСКВИЧ»             
На автомобиле «Москвич-408» тормозная система состоит из колесных колодочных тормозов с гидравлическим приводом от педали. Задние колесные тормоза имеют также ручной механический привод от рукоятки, расположенной под щитком кузова. Тормоза оборудованы устройством, обеспечивающим автоматическую регулировку зазора между колодками и барабаном.
В колесных тормозах применены плавающие самоустанавливающиеся колодки 2 и 4 (рис. 411), установленные на тормозных щитах без фиксированных шарнирных опор. От боковых смещений каждая колодка удерживается спиральной пружиной 1, прикрепленной к тормозному щиту и прижимающей колодку к опорной стойке .10, приклепанной к щиту. На концах опорных стоек передних тормозов закреплены металлокерамические подпятники, устраняющие возникновение скрипа при скольжении колодок по стойкам. К рабочей поверхности колодок приклеены специальным клеем накладки из асбокаучуковой композиции. Колодки расположены в тормозных барабанах с чугунным ободом, скрепленным со стальным штампованным
диском, которым барабан крепится на болтах к ступице колеса или к фланцу полуоси.
В передних тормозах каждая колодка 2 управляется отдельным рабочим цилиндром 3. При такой конструкции в случае торможения при движении автомобиля вперед обе колодки обладают самозахватывающим действием, что увеличивает интенсивность торможения передних колес, на которые приходится при этом около 60% веса автомобиля. Корпус рабочего цилиндра, отлитый из чугуна, закреплен двумя болтами непосредственно на стойке передней подвески, что разгружает щит от тормозных усилий. В цилиндре установлен дюралюминиевый поршень с уплотняющей двух кромочной резиновой манжетой. Снаружи каждый цилиндр уплотнен резиновым чехлом. Один конец колодки упирается в штифт, запрессованный в поршень, а другой профилированный ее конец упирается в опору корпуса рабочего цилиндра второй колодки. Обе колодки стянуты двумя пружинами.
Полости обоих рабочих цилиндров переднего колесного тормоза соединены между собой наружной трубкой. К одному из цилиндров присоединена нагнетательная магистраль, а на втором цилиндре расположен вентиль для выпуска воздуха. Такое последовательное включение цилиндров обеспечивает лучшую их прокачку при удалении воздуха из тормозной системы.
В каждом заднем тормозе верхние концы колодок 4 упираются в штифты двух поршней 7 общего рабочего цилиндра 5, а нижние профилированные концы соприкасаются с опорными пластинами 12, приклепанными вместе с удерживающей накладкой к щиту. Поршни снабжены уплотняющими манжетами. Цилиндр закрыт с обеих сторон защитными резиновыми чехлами.
Каждый тормозной цилиндр снабжен отверстием для присоединения трубки нагнетательной магистрали и вентилем для выпуска воздуха. Колодки стягиваются двумя пружинами.
Для обеспечения автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабанами во все рабочие цилиндры запрессованы с натягом упорные разрезные пружинные кольца 6, для перемещения которых требуется приложение значительного усилия (40—55 кг). На; внутренней поверхности колец нарезана прямоугольная резьба. В эту резьбу завернуты своими хвостовиками поршни 7. При неизношенных тормозах кольца установлены на наибольшей глубине в цилиндре. Толщина нитки резьбы в поршнях ^"же, чем в кольцах. В случае торможения под действием давления жидкости перемещаются только поршни 7 на величину зазора в резьбе колец 6 (в пределах 1,4—1,7 мм), что при неизношенных тормозных накладках обеспечивает плотное прижатие колодок к барабанам. В случае увеличения зазора между колодками и барабаном вследствие износа накладок, после перемещения поршней 7 в пределах зазора по резьбе под действием давления жидкости происходит дальнейшее перемещение их вместе с кольцами 6 до прижатия колодок к барабану, обеспечивающего торможение колес. Перемещением колец в новое положение достигается автоматическая установка требуемого зазора между колодками и барабаном.
Главный тормозной цилиндр 19 с полупрозрачным пластмассовым бачком 16, закрытым крышкой, прикреплен на регулировочных прокладках к щиту кузова рядом с главным цилиндром гидравлического привода сцепления и имеет с ним в основном одинаковое устройство. Бачок 16 сообщается с полостью цилиндра 19 перепускным и компенсационным отверстиями. В цилиндре установлен поршень с двумя уплотняющими манжетами и пружиной. В головке поршня просверлены осевые отверстия и под манжетой установлен кольцевой пластинчатый клапан.
Нерегулируемый шток 20 поршня соединен при помощи пальца с педалью, подвешенной на двух пластмассовых (полиамидных) втулках на оси, закрепленной в кронштейне переднего щита кузова. Педаль снабжена
оттяжной пружиной. В исходном положении педали поршень и головка патока упираются в шайбу, закрепленную в цилиндре стопорным кольцом; при этом между концом штока и поршнем имеется зазор, равный 0,2—1,0 мм. К штуцеру 17, завернутому в торец главного цилиндра, изнутри цилиндра прижат пружиной двойной клапан 18, а снаружи присоединен тройник с трубопроводами, идущими к передним и задним колесным тормозам. На тройнике также закреплен включатель стоп-сигнала. Действие главного тормозного цилиндра и системы гидравлического привода тормозов аналогично действию главного тормозного цилиндра и системы гидравлического привода тормозов, рассмотренного выше.
Для осуществления ручного привода задних тормозов на задней колодке подвешен на регулировочном эксцентриковом пальце 8 с распорной втулкой разжимной рычаг 9. К нижнему концу рычага присоединен трос 11, выведенный наружу через направляющую трубку 14, привернутую к щиту и снабженную на наружном конце резиновым защитным чехлом. На тросе между концом рычага 9 и упорной шайбой надета пружина 13, фиксирующая рычаг 9 в исходном положении. Между верхними концами колодок в прорезях их ребер поставлена своими пазами распорная планка 15.
Ручной привод задних колесных тормозов осуществляется вытяжной рукояткой 21, установленной в кронштейне под щитком кузова. Рукоятка снабжена стопорной защелкой и при помощи троса 22, перекинутого через ролик 23 и проходящего через поддерживающий кронштейн 24 с пластмассовыми втулками, соединена с промежуточным рычагом 25.
Ролик 23, полость которого при сборке заполнена графитовой смазкой, установлен на оси, закреплённой в кронштейне, приваренном к балке основания кузова. Промежуточный рычаг установлен шарнирно на оси, закрепленной в кронштейне основания кузова, и снабжен оттяжной пружиной. К рычагу при помощи регулировочного наконечника 26 с гайкой и пружиной присоединено коромысло уравнителя 27. Уравнитель обеспечивает равномерное распределение усилия на оба колесных тормоза. К концам коромысла уравнителя присоединены тросы 11 от рычагов привода колодок задних тормозов. Тросы поддерживаются скобами с резиновыми втулками.
Тормозная система с ножным гидравлическим приводов в условиях эксплуатации в регулировке не нуждается. Регулировка ручного механического привода задних тормозов осуществляется изменением длины наконечника 26 промежуточного рычага, поворотом коромысла уравнителя, эксцентриковыми пальцами 8 рычагов колодок и перестановкой распорных планок 15.
На автомобиле «Москвич-403>> установлена тормозная система, имеющая в основном такое же устройство, как тормозная система автомобиля «Моск-вич-408». В измененном ручном приводе задних тормозов ролик отсутствует, а трос от вытяжной рукоятки соединен с промежуточным рычагом, который, в свою очередь, соединен тросом, проходящим в направляющей трубке и регулируемым наконечником, с коромыслом уравнителя.
На автомобиле «Москвич-407» тормозная система имеет в основном устройство, аналогичное устройству тормозной системы автомобиля «Мо-сквпч-403», отличаясь рядом деталей.
Тормозные колодки передних и задних тормозов плавающего типа установлены на тормозных щитах также без фиксированных шарнирных опор. Боковые смещения каждой колодки ограничиваются прижимными упругими пластинами.
Главный тормозной цилиндр 3 (рис. 412) гидравлического привода тормозов укреплен на левой балке подмоторной рамы. Шток 2 поршня 5 главного цилиндра соединен с тормозной педалью 1. Питательный бачок 4 тор-
В передних тормозах каждая колодка 18 (рис. 413) задним концом (по ходу вращения барабана) установлена шарнирно на опорном эксцентриковом пальце 20, закрепленном гайкой в тормозном щите. Передний конец каждой колодки упирается в поршень своего отдельного рабочего цилиндра 17. Колодки стягиваются двумя пружинами.
В задних тормозах колодки 9 установлены шарнирно па эксцентриковых втулках на опорных пальцах 12, стягиваются одной пружиной и приводятся в действие от общего рабочего цилиндра 8. Накладка передней колодки, обладающей самозахватывающим действием, длиннее, чем задней колодки.
Во всех тормозах колодки от боковых перемещений удерживаются штифтами 11 с пружинами. Для регулировки положения колодок в тормозных дисках установлены регулировочные эксцентрики 10 и 19 с фиксирующими пружинами. Полпая регулировка тормозов производится поворотом опорных
пальцев и эксцентриков.
Тормозной барабан состоит из чугунного обода со стальным диском. Барабан крепится винтами к фланцу ведущей полуоси или к ступице переднего колеса.
Главный тормозной цилиндр 15 отлит в общем корпусе 1 с главным цилиндром гидравлического привода сцепления. Шток 13 поршня 14 главного тормозного цилиндра соединен с помощью эксцентрикового пальца 6 с педалью 7 подвесного типа. Педаль подвешена на оси 5 в кронштейне 4, закрепленном на передней стенке кузова. Рычаг педали имеет буфер 3 и оттяжную пружину 2. Поворотом эксцентрикового пальца 6 регулируется зазор между штоком и поршнем (1,2—2,0 мм), определяющий свободный ход педали (10—15 мм).
Главный тормозной цилиндр через двойной клапан 16 и трубки соединен с рабочими цилиндрами колесных тормозов.
Центральный тормоз состоит из тормозного барабана 9 (рис. 414), закрепленного на заднем конце вторичного вала 10 коробки передач, и двух колодок 2 и 5, установленных в барабане. Колодки опираются на палец 8 кронштейна, прикрепленного к картеру коробки передач, и стягиваются пружиной 6.
Привод тормоза осуществляется рукояткой 7, расположенной па щитке и соединенной с помощью троса 13 с наружным рычагом 11. Рычаг 11 действует на рычаг 4, подвешенный на пальце, закрепленном в правой колодке. Усилие к левой колодке передается через разжимное звено 3.
Рукоятка 1 в заторможенном положении может фиксироваться защелкой 15.
Положение колодок тормоза регулируют вращением регулировочной гайки 7 через щель в тормозном барабане, а длину троса — подвертыванием соединительной вилки 12 на тросе. При затягивании центрального тормоза
па щитке при включенном зажигании загорается сигнальная лампа, включение которой производится включателем 14.
На автомобиле «Чайка» тормозная система включает колесные колодочные тормоза с гидравлическим приводом от тормозной педали, снабженной вакуумным усилителем, и центральный тормоз барабанного типа с механическим приводом от рукоятки, расположенной под щитком в отделении водителя.
Устройство колесных передних и задних тормозов и гидравлического привода их в основном аналогично устройству тормозов автомобиля «Волга». Особенностью колесных колодочных тормозов является наличие в рабочих цилиндрах тормозов специального устройства, состоящего из разрезных колец, в резьбу которых завернуты поршни, автоматически поддерживающие нормальный зазор между барабаном и колодками, независимо от их износа. Это устройство действует так же, как устройство автомобиля «Моск-вич-408».
Для уменьшения усилия, прилагаемого к педали при торможении, установлен вакуумный усилитель (рис. 415, а).
Гофрированный рабочий цилиндр 6 усилителя, раздвигаемый пружиной 7 через вакуумный клапан 1 с пружиной 18, управляемый толкателем 5, может соединяться с впускным трубопроводом двигателя, а через воздушный клапан 2 — с атмосферой через воздушный фильтр 4. Когда тормозная педаль 16, подвешенная на оси 13, не нажата и установлена в исходное положение оттяжной пружиной 14, рычаг 9 управления усилителем, соединенный с педалью осью 11 и эксцентриковым пальцем 12, постоянно нажимает на толкатель 5, открывая воздушный 2 и закрывая вакуумный 1 клапаны. При этом полость усилителя разобщена от впускного трубопровода двигателя и соединена с атмосферой, и цилиндр усилителя находится в разжатом состоянии под действием внутренней пружины (рис. 415, б). При нажатии на педаль 16 рычаг 9 перестает надавливать на толкатель 5, и он под действием пружины 3 воздушного клапана, следуя за рычагом 9, перемещается, закрывая воздушный клапан 2 и открывая вакуумный клапан 1; полость усилителя сообщается с впускным трубопроводом. Вследствие разрежения, образовавшегося в полости усилителя, рабочий цилиндр под давлением наружного воздуха сжимается и своим выдвигающимся вильчатым штоком 8 поворачивает рычаг 10, установленный на оси 11, закрепленной в педали. Нижний конец рычага 10 надавливает на шток 15 главного тормозного цилиндра 17, увеличивая усилие, передаваемое на него от педали (рис. 415, в). Регулировка эффективности действия вакуумного усилителя производится эксцентриковым пальцем 12, соединяющим рычаг 9 управления гидроусилителя с рычагом педали 16. При поворачивании пальца по направлению стрелки действие усилителя ослабляется, а в обратную сторону — усиливается.
Для того чтобы вакуумный усилитель действовал при внезапной остановке двигателя, в магистраль, соединяющую впускной трубопровод двигателя с вакуумным усилителем, включен ресиверный бачок с клапаном. Емкость бачка и разрежение, поддерживаемое в нем при остановке двигателя, достаточны для одного торможения.
Ручной тормоз (см. рис. 414) расположен на заднем конце вала автоматической передачи и имеет такое же устройство, как у автомобиля «Волга». Усилие от рукоятки к рычагу тормоза передается тросом, перекинутым через два ролика. При затянутом ручном тормозе на щитке загорается сигнальная лампа.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru