руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ И КОМБИНИРОВАННЫМ ПРИВОДАМИ И УХОД ЗА НИМИ

ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА И ДЕЙСТВИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Колесные тормоза с пневматическим приводом обладают высокой эффективностью действия при малых усилиях на педали, что облегчает управление тормозами. По устройству эта система сложнее других систем и применяется для грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, где требуется получение значительных тормозных усилий на колесах.
Тормозная система с пневматическим приводом включает: воздушный компрессор 1 (рис.. 423) с разгрузочным устройством и регулятором давления 2; воздушные баллоны 6 и 10, оборудованные предохранительным клапаном 7, краном 8 отбора воздуха и кранами 9 для слива конденсата; манометр 5; тормозной кран 14 с тормозной педалью 15; тормозные камеры задние 11 и передние 16; колесные тормоза; разобщительный кран 13; соединительную головку 12 для присоединения тормозной системы прицепа и воздухопроводы 17.
В пневматическое оборудование автомобиля иногда входит пневматический механизм 3 привода стеклоочистителей с головкой управления 4.
Компрессор 1 представляет собой воздушный насос, приводимый в действие от двигателя. При помощи компрессора воздух нагнетается под давлением, регулируемым с помощью регулятора давления 2, в баллоны 6 и 10. Емкость баллонов обеспечивает запас сжатого воздуха для нескольких торможений.
Давление воздуха в баллонах контролируется манометром 5. От баллонов воздух подводится к тормозному крану 14. Пока тормозная педаль 15 не нажата, клапаны в тормозном кране установлены в такое положение, при котором сжатый воздух к тормозным камерам 11 и 16 не подводится и они сообщены с атмосферой, вследствие чего торможения колес не происходит.
При нажатии на тормозную педаль 15 клапаны в тормозном кране 14 изменяют положение, тормозные камеры 11 и 16 отсоединяются от атмосферы и в них начинает поступать сжатый воздух. Воздух, поступая в камеры, оказывает давление на гибкие диафрагмы и перемещает их вместе со штоками и рычагами. Рычаги поворачивают валики с тормозными кулаками, раздвигая колодки тормозов при этом происходит торможение колес.
При отпускании педали 15 доступ сжатого воздуха к тормозным камерам 11 и 16 прекращается, Ш они сообщаются с атмосферой. Давление воздуха в камерах падает, и колодки тормозов возвращаются в исходное положение под действием стяжных пружин, и торможение колес прекращается.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
На автомобиле ЗИЛ-130 применены две независимо действующие тормозные системы: ножной тормоз с пневматическим приводом, действующий на все колеса, и. ручной центральный тормоз с механическим приводом, действующий на трансмиссию.
Тормозная система с пневматическим приводом работает по рассмотренной выше схеме и включает те же основные устройства.
Воздушный компрессор повышенной производительности, поршневой, двухцилиндровый, с водяным охлаждением, закреплен на двигателе с правой стороны и приводится в действие ременной передачей от шкива водяного насоса двигателя.
Цилиндры компрессора отлиты из чугуна в одном блоке 7 (рис. 424), имеющем водяную рубашку Ц закрыты сверху общей чугунной головкой 17 на прокладке и укреплены на картере 2, имеющем снизу отъемную крышку 2, являющуюся кронштейном для крепления компрессора. В головке под пробками 14 установлены нагнетательные пластинчатые клапаны 12 с пружинами и имеется водяная рубашка 15. В цилиндрах установлены чугунные поршни. На каждом поршне поставлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. По внутренней поверхности па компрессионных кольцах сделаны проточки, которыми кольца должны быть обращены вверх. Поршень при помощи пальца 10 соединен с верхней головкой шатуна 8 с запрессованной бронзовой втулкой. Пальцы — плавающего типа с заглушками из алюминиевого сплава.
Нижняя разъемная головка шатуна снабжена вкладышами с антифрикционной заливкой и укреплена на шатунной шейке коленчатого вала двумя болтами. В теле шатуна сделан канал для смазки поршневого пальца.
Коленчатый вал 6 с двумя кривошипами установлен в картере в двух шарикоподшипниках 3 и 27. Задний подшипник закреплен на шейке вала гайкой. Наружный конец вала уплотнен сальником 4 и на нем закреплен шкив 5. При помощи клинового ремня шкив соединен со шкивом вентилятора, от которого он и получает вращение. Один борт шкива навернут на его ступицу на резьбе и стопорится болтом. Подвертыванием этого борта регулируют натяжение ремня. Компрессор при помощи кронштейна закреплен в передней части двигателя.
При вращении коленчатого вала 6 поршни 11 в цилиндрах перемещаются вверх и вниз. Когда поршень перемещается в нижнее положение, открывается впускной пластинчатый клапан 16, установленный в гнезде блока, нагруженный пружинами и сообщающийся с воздушной камерой 21 блока, и в цилиндр вследствие разрежения поступает воздух. При ходе поршня вверх впускной клапан 16 закрывается, и находящийся в цилиндре воздух сжимается, открывая пластинчатый нагнетательный клапан 12, и воздух поступает в воздушную полость 13 головки, откуда через отверстие по трубке нагнетается в воздушные баллоны. Воздух в воздушную камеру компрессора при его работе поступает по шлангу из воздухоочистителя двигателя.
Смазка деталей компрессора комбинированная. Масло поступает из системы смазки двигателя по трубке 26, закрепленной в крышке 25, через уплотняющее устройство 24 в канал коленчатого вала, обеспечивая смазку шатунных подшипников. По каналам в шатунах масло подводится к их верхним головкам. Масло, выдавливаемое из шатунных подшипников,
разбрызгивается и смазывает стенки цилиндров и коренные подшипники коленчатого вала. Стекая со стенок цилиндров и других деталей, масло собирается в крышку 1 картера и по сливной трубке 28 поступает обратно в картер двигателя.
Цилиндры и головка компрессора охлаждаются водой, поступающей из системы охлаждения двигателя. Водяная рубашка 9 блока компрессора соединена шлангом с впускным водяным трубопроводом блока двигателя,
а водяная рубашка 15 головки компрессора соединена с всасывающей полостью водяного насоса. Для заполнения системы охлаждения компрессора водой после заливки ее в радиатор необходимо дать поработать двигателю, а затем проверить уровень воды и долить ее.
В блоке компрессора имеется разгрузочное устройство, обеспечивающее холостой ход компрессора в случае превышения нормального давления воздуха в баллонах.
Под впускными клапанами 16 в каналах блока установлены плунжеры 20 со штоками разгрузочного устройства, нагруженные через коромысло 19 пружиной 18. Канал 22, расположенный под плунжерами, сообщается с регулятором давления 23.
Регулятор давления с шариковыми клапанами закреплен на приливе блока цилиндров компрессора.
В стальную втулку 11 (рис. 425; а), закрепленную в корпусе 7 регулятора, на регулировочных прокладках завернут штуцер 5, имеющий: боковой канал 6. В штуцере установлен шток 4, нагруженный сверху пружиной с опорными шариками. Пружина закреплена регулировочным колпаком 3, навернутым на штуцер. В отрегулированном положении колпак стопорят контргайкой.
Шток 4 надавливает на два шарика 12 и 13, установленных в центральном канале втулки 11 корпуса. Под нижним шариком 12 расположена отжимная пружинка. К нижнему отверстию 10 корпуса, имеющему сетчатый фильтр 9, при помощи штуцера присоединяется воздухопровод от баллонов. Полость втулки 11, где расположены клапаны, через боковое отверстие в корпусе, снабженное фильтром 8, соединяется с каналом разгрузочного устройства компрессора. Сверху на корпусе закреплен кожух 1, закрывающий механизм регулятора.
При нормальном давлении воздуха в тормозной системе, не превышающем 5,6—6,0 кг/см шариковые клапаны 12 и 13 (рис. 425, б) под действием пружины 2 и штока 4 опущены вниз. При этом отверстие втулки 11 корпуса закрыто нижним шариком 12, а боковой канал 6 штуцера открыт, сообщая через боковое отверстие корпуса и фильтр 8 канал 15 разгрузочного устройства компрессора с атмосферой; поэтому разгрузочное устройство выключено.
При достижении давления воздуха в системе 7,0—7,4 кг/см шарики 12 и 13 поднимаются, сжимая через шток пружину. При этом боковой канал 6 в штуцере закрывается верхним шариком 13, и канал разгрузочного устройства разобщается с атмосферой, а отверстие во втулке открывается.
Под действием давления воздуха плунжеры 16 разгрузочного устройства поднимаются, надавливая штоками на впускные клапаны 17 компрессора. При этом оба цилиндра компрессора через воздушную камеру 18 сообщаются между собой, и нагнетание воздуха в магистраль прекращается.
При падении давления в магистрали регулятор опять включает компрессор в работу.
Регулирование давления, при котором компрессор выключается из работы, осуществляется изменением количества регулировочных прокладок 14 (рис. 425, а) под штуцером. Давление, при котором компрессор включается в работу, регулируют вращением колпака 3, изменяя затяжку пружины.
Предохранительный клапан (рис. 426) служит для предохранения тормозной системы от повышенного давления в случае неисправности регулятора давления. Клапан установлен на правом воздушном баллоне. В корпус 4 предохранительного клапана завернут с одной стороны штуцер 6, являющийся гнездом для шарикового клапана 5; с другой стороны в корпус завернут регулировочный винт 2, под которым на контрольном стержне 1 установлена пружина 3, прижимающая шарик к гнезду. Винт стопорится контргайкой.
В случае возрастания давления в системе выше 9,0—9,5 кг/см под действием силы давления воздуха шариковый клапан 5 приподнимается, сжимая пружину 3, и воздух из системы выходит через канал 7 в корпусе.
Давление пружины можно регулировать вращением винта 2. Когда необходимо проверить работу клапана, его можно открыть, вытягивая контрольный стержень.
Воздушный баллон представляет собой металлический цилиндрический резервуар большой емкости. На автомобиле ЗИЛ-130 установлены два воздушных баллона 6 и 10 (рис. 423) общей емкостью 40 л. Баллоны закреплены
на правом лонжероне рамы. В правом баллоне установлены предохранительный клапан 7 и кран 8 для отбора воздуха. В обоих баллонах имеется крап 9 для выпуска конденсата. Баллоны соединены трубками с компрессором и с тормозным краном.
Тормозная камера колесного тормоза состоит из корпуса, с крышкой 4, между которыми зажата гибкая резинотканевая диафрагма 2У опирающаяся на шайбу 3 штока 7, имеющего отжимные пружины 6. На штоке снаружи навернута и закреплена гайкой соединительная вилка 8. К крышке при помощи штуцера 5 присоединена трубка от тормозного крана. Тормозная камера прикреплена на кронштейне около тормозного диска болтами. Колесные тормоза передних колес имеют две чугунные колодки 19 и 21 с приклепанными к ним накладками. Колодки стянуты пружиной 20. С одной стороны колодки установлены на опорных эксцентрических пальцах 16, закрепленных в кронштейнах 18 тормозного щита 17. С другой стороны между колодками входит тормозной кулак 15. Вал 13 кулака установлен в кронштейне 14 тормозного щита. С валом при помощи червячного регулировочного механизма связан рычаг 9, соединенный со штоком 7 тормозной камеры. Поворотом червяка 11 регулировочного механизма можно изменять положение шестерни 12 и вала 13 с кулаком 15, чем регулируется положение тормозных колодок по отношению к тормозному барабану. Червяк 11 стопорится шариковым фиксатором 10.
В задних тормозах (рис. 427, в) колодки имеют профилированные накладки. Одним концом колодки свободно опираются на эксцентриковые пальцы, не охватывая их целиком, поэтому колодки стянуты двумя пружинами. Другой конец колодок снабжен роликами, которыми колодки прижаты к разжимному кулаку, имеющему спиральные поверхности.
Текущая регулировка колодочных тормозов вследствие износа их накладок производится вращением головки червяка регулировочного механизма. Необходимость регулировки определяют по величине свободного хода штока тормозной камеры. Свободный ход не должен превышать для передних тормозов 25 мм и для задних 30 мм, Полную регулировку, проводимую после разборки тормозов или переклепки накладок, осуществляют поворотом опорных пальцев колодок и с помощью регулировочных механизмов рычагов.
Тормозной кран комбинированного типа обеспечивает управление тормозами автомобиля и прицепа и устанавливается на автомобили, предназначенные для работы с полуприцепами и прицепами.
В общем корпусе 25 (рис. 428,а) установлены две секции тормозного крана. Нижняя секция управляет тормозами автомобиля, а верхняя —• тормозами прицепа.
В нижней секции крана между корпусом и крышкой закреплена гибкая резинотканевая диафрагма 21 с гнездом 2.2 выпускного клапана 19 и отжимной пружиной 20. В крышке расположены впускной 17 и выпускной 19 конусные резиновые клапаны, закрепленные на стержне отжимной пружиной 14.
К отверстию пробки 15 при помощи штуцера присоединяется воздухопровод от баллонов, а к боковому отверстию 13 — воздухопровод от тормозных камер колесных тормозов.
Полость крана под диафрагмой 21 сообщается с атмосферой через выпускное окно, снабженное клапаном 16.
В корпусе установлен передвижной стакан 23 с расположенной внутри него уравновешивающей пружиной 24.
Верхний кран управления тормозами прицепа имеет аналогичное устройство. Уравновешивающая пружина 7 закреплена на штоке 6, установленном в направляющей втулке 5 корпуса. К отверстию в пробке 12 с помощью штуцера присоединен воздухопровод от баллонов, к боковому отверстию против клапана 9 — магистраль от прицепа.
В передней крышке 29 корпуса на оси 30, соединенной со штоком 6 крана прицепа установлен качающийся основной рычаг 33.
Верхний конец рычага соединен при помощи тяги 2 через промежуточный рычаг и тягу с тормозной педалью. Выход тяги из крана закрыт уплотняющим гофрированным резиновым чехлом 1, закрепленным на верхней крышке 3.            ' ,
Нижний конец основного рычага 33 вставленным в него пальцем 28 входит в вырез рычага 27 нижней секции крана. Этот рычаг установлен шарнирно на оси 26, закрепленной в крышке, и соприкасается с упором
При нажатии на тормозную педаль основной рычаг 33 (рис. 428, б) поворачивается, перемещая шток 6 верхней секции вперед, а стакан 23 нижней секции при помощи малого рычага 27 назад. При этом в нижней секции диафрагма 21 с гнездом 22, перемещаясь, закрывает выпускной клапан 19 и открывает впускной 17. Тормозные камеры колесных тормозов автомобиля разобщаются от атмосферы и в них поступает сжатый воздух, вследствие чего происходит торможение колес.
Если давление воздуха в тормозной магистрали автомобиля превысит допустимое значение, пропорциональное нажатию на тормозную педаль, давлением воздуха диафрагма 21 сместится вперед, преодолевая сопротивление уравновешивающей пружины 24, и впускной клапан 17 закроется,
прекращая подачу сжатого воздуха.
В верхней секции под действием основного рычага 33 шток 6 сдвинется вперед, сжимая уравновешивающую пружину 7. При этом впускной клапан 10 закроется, а выпускной 9 откроется, сообщая магистраль прицепа с атмосферой. Вследствие падения давления в магистрали под действием воздухораспределителя.
При отпускании педали торможение автомобиля и прицепа прекращается.
При торможении автомобиля ручным тормозом с помощью кулачка с наружным рычажком, приводимого в действие от рычага ручного тормоза и перемещающего шток 6 верхнего тормозного крана, одновременно включаются тормоза прицепа.
На модификациях автомобиля ЗИЛ-130, не работающих с прицепами, устанавливают одинарный тормозной кран (рис. 429). Действие одинарного крана аналогично действию' нижней секции комбинированного крана.
Ручной центральный тормоз — барабанно-колодочного типа. Чугунный тормозной барабан 2 (рис. 430) закреплен на заднем конце вторичного вала 4 коробки передач. Внутри барабана расположены две колодки 1 с фрикционными накладками. Оси 3 колодок закреплены в опорном кронштейне тормоза. Колодки постоянно стягиваются двумя пружинами 5 и.раздвигаются при торможении разжимным кулаком 6. Вал кулака установлен в опорном кронштейне. Рычаг 7 вала кулака тягой 8 соединен с рычагом 9 ручного привода. Ручной рычаг И снабжен стопорной защелкой, перемещающейся по сектору 10 и управляемой от рукоятки 12, что позволяет закреплять рычаг в заторможенном состоянии.
Регулировка ручного тормоза осуществляется перестановкой пальца соединительной тяги 8 в отверстиях рычага 7 вала кулака.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru