руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЕ ДИЗЕЛИ ЯМЗ

Ярославский моторный завод в 1961 г. начал выпускать новые, более совершенные четырехтактные дизели с V-образным расположением цилиндров: шестицилиндровый ЯМЗ-236 и восьмицилиндровый ЯМЗ-2Э8. Предусмотрен также выпуск двенадцати цилиндрового дизеля ЯМЗ-240.
Эти двигатели, предназначенные для установки на новые грузовые автомобили повышенной и большой грузоподъемности МАЗ, КрАЗ и БелАЗ и междугородные автобусы, представляют собой семейство дизелей с одинаковыми основными показателями, но с различной мощностью за счет изменения числа цилиндров. Эти дизели имеют значительное количество одинаковых деталей и унифицированных узлов и агрегатов.
Дизели ЯМЭ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 работают по четырехтактному циклу с непосредственным впрыском топлива в однополостную камеру сгорания, расположенную в днище поршня и имеющую специальную — тороидную форму. Рабочий процесс такого дизеля был рассмотрен ранее (см. стр. 32 и 34).
На базе основных моделей четырехтактных дизелей предусмотрен выпуск их модификаций с повышенной мощностью, обеспечиваемой в результате форсирования рабочего процесса путем применения газотурбинного наддува (см. стр. 35). Основные данные по четырехтактным дизелям ЯМЗ приведены в приложении.
Двигатель ЯМЗ-236 шестицилиндровый, мощностью 180 л. е., имеет V-образное расположение цилиндров с углом между осями 90°. Двигатель предназначен для установки на автомобилях МАЗ-500 и его модификациях.
Блок-картер 13 (рис. 69—71) двигателя, представляющий общую отливку обеих секций цилиндров и картера, изготовлен из чугуна. Для повышения жесткости блока цилиндровые отверстия в каждой секции блока опоясаны стенками, создающими вокруг гильз жесткий пояс, в котором закреплены шпильки крепления головки. Кроме того, стенки верхней части блока утолщены, а в нижней части и на поперечных стенках имеется сильно развитая система оребрения. Плоскость разъема картера расположена ниже оси коленчатого вала.
В верхней и нижней перегородках секций блока установлены вставные мокрые гильзы 5, изготовленные из легированного чугуна. В верхней части блока гильзы входят буртиком в выточку блока и крепятся головками на прокладках 15. В нижней перегородке блока каждая гильза уплотнена двумя резиновыми кольцами, установленными в выточках на посадочном утолщении гильзы. В блоке отлиты водяные и высверлены масляные каналы.
К нижней плоскости блок-картера присоединяется болтами на уплотняющей прокладке стальной штампованный поддон 33.
На верхнюю плоскость каждой секции блока установлены на направляющих штифтах чугунные взаимозаменяемые головки 17 у которые крепятся к блоку. Между блоком и головкой устанавливается железоасбестовая прокладка 15 с медной окантовкой отверстий.
В головках отлиты впускные и выпускные каналы, водяная рубашка, имеющая наружные заглушки, и установлены в направляющих втулках клапаны 21 и форсунки 18. Впускные каналы расположены по касательной к поверхности цилиндров, что обеспечивает интенсивное завихрение воздуха, поступающего в цилиндры. Водяная рубашка головок соединяется через
отверстия в плоскости крепления с водяной рубашкой секций блока. К впускным каналам с внутренней стороны головок присоединяется впускной трубопровод 20, на котором крепится воздухоочиститель, и к отверстиям водяной рубашки присоединяются сборные водяные патрубки. К выпускным каналам с внешней стороны головок с обеих сторон блока присоединяются выпускные трубопроводы 28. На картере в развале секций блока установлен топливный насос. К передней части блока крепится крышка 6 распределительных шестерен и к задней — картер 29 маховика.
Поршни 10 изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава; головка поршня имеет овальное сечение. В головке расположена камера сгорания специальной — тороидной формы, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для смесеобразования и сгорания топлива. Юбка поршня имеет овальную форму и значительную длину для снижения удельного давления на ее поверхность при работе. Зазор между юбкой поршня и цилиндром равен 0,18—0,2 мм.
В канавках на головке поршня установлены три компрессионных кольца 37 и одно маслосъемное кольцо 38] другое маслосъемное кольцо расположено в нижней части поршня. Кольца изготовлены из легированного чугуна. Компрессионные кольца имеют трапециевидное сечение. Рабочая поверхность верхнего кольца хромирована. На рабочей поверхности второго и третьего колец сделаны канавки, покрытые оловом. Маслосъемные кольца имеют сквозные прорези и установлены в канавках, под которыми имеются дренажные отверстия. На днищах поршней выбиты стрелки, которыми поршни должны ставиться в гильзах вперед. Метки «Пр» и «Лв» показывают, для какой секции блока предназначены поршни.
Поршневые пальцы 7 плавающего типа закреплены в бобышках поршня стопорными кольцами.
Шатуны 34 стальные со стержнем двутаврового сечения. В верхней головке шатуна запрессованы бронзовые втулки. В стержне шатуна от нижней головки к верхней просверлен масляный канал. В головке сверху крепится заглушка или ставится в некоторых случаях распылитель, через который выбрызгивается масло на днище поршня для охлаждения стенок камеры сгорания. Нижняя головка шатуна имеет косой разъем, что позволяет вынимать и устанавливать шатун через цилиндр. Крышка 35 крепится к шатуну двумя болтами со стопорными шайбами. Для большей надежности крепления крышки при косом разъеме и разгрузки шатунных болтов от боковых усилий соприкасающиеся поверхности крышки и шатуна сделаны рифлеными. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные стальные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой толщиной 0,5—0,9 мм или сплавом АСМ. Наружная поверхность вкладышей луженая. На вкладышах сделаны масляные канавки с отверстиями. Вкладыши стопорятся усиками. Шатуны рядом расположенных цилиндров обеих секций блока присоединяются к одной шатунной шейке вала.
Коленчатый вал 36 изготовлен из стали; коренные и шатунные шейки его закалены т. в. ч. Вал имеет три шатунные шейки, расположенные под углом 120°: первый кривошип направлен вверх, второй направо и третий налево. Вал опирается на четыре коренных подшипника, выполненных в виде тонкостенных стальных вкладышей с заливкой из свинцовистой бронзы или сплава АСМ. Крышки 32 коренных подшипников усилены ребрами и крепятся к основанию блока четырьмя болтами каждая. В осевом направлении коленчатый вал фиксируется бронзовыми полукольцами 39, установленными в заднем коренном подшипнике. В шатунных шейках высверлены полости, закрытые пробками и используемые как грязеуловители. В коленчатом валу от коренных шеек к шатунным просверлены масляные каналы. На конце коленчатого вала закреплен маховик 31 с зубчатым венцом для стартера, расположенный в отъемном картере 29.
При принятом расположении кривошипов вала необходимо уравновешивание центробежных сил и сил инерции поступательно движущихся частей. Для этой цели на щеках вала имеются противовесы, прикрепленные винтами и расположенные в определенном порядке. Кроме того, для уменьшения размеров противовесов коленчатого вала сделаны выносные противовесы: один из них закреплен на переднем конце коленчатого вала, а другой изготовлен как одно целое с маховиком.
На переднем конце коленчатого вала гайкой крепятся вместе с противовесом распределительная шестерня 1 и маслоотражатель, а болтом с шайбой закреплен приводной шкив 2. На заднем конце вала также закреплен маслоотражатель. В выточках крышки распределительных шестерен и картера маховика поставлены самоподжимные сальники 3 и 30, охватывающие шейки вала около маслоотражателей. Полость картера сообщается с атмосферой через маслозаливные отверстия головок и блока.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru