руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

Водяной насос

Водяной насос служит для создания циркуляции воды в принудительной системе охлаждения. Для этой цели применяют насосы центробежного типа.
У большинства моделей двигателей водяной насос, установленный на одном валике с вентилятором, располагается в верхней передней части блока двигателя и приводится в действие от коленчатого вала с помощью ременной передачи.
Основными деталями такого насоса являются: чугунный или алюминиевый корпус 3 (рис. 75, а) с подводящим патрубком 2\ валик 8 с фланцем 9 крепления ступицы вентилятора, установленный на двух шарикоподшипниках 10 в приливе корпуса или в кронштейне, прикрепленном к корпусу болтами; крыльчатка 4, закрепленная на внутреннем конце валика, и уплотняющее устройство. Крыльчатки изготовляются из чугуна, алюминиевого сплава или пластмассы. Корпус 3 насоса с торца закрывается крышкой или непосредственно крепится на прокладке к передней плоскости блока двигателя.
Вода по подводящему патрубку 2 поступает внутрь корпуса и подводится к центру вращающейся крыльчатки 4. Вода, увлекаемая крыльчаткой, приобретает вращательное движение, под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса и через выходной канал 1 или через два выходных канала 17 и 18 (в V-образных двигателях) под напором поступает в водяную рубашку двигателя.
Утечка воды в месте выхода валика из корпуса насоса устраняется самоподжимным уплотняющим устройством, состоящим из резиновой манжеты 14 с обоймами 15, плотно надетой на валик, и уплотняющей шайбы 13, входящей выступами в пазы крыльчатки 4 и плотно прижимаемой пружиной 16 к торцовой полированной поверхности корпуса. Шайба 13 изготовляется из текстолита, стеклотекстолита, графито-металлической композиции и других материалов, обеспечивающих хорошую приработку шайбы к упорной поверхности корпуса и незначительный ее износ. Уплотняющее устройство, закрепленное в крыльчатке стопорным кольцом 12, вращается вместе с крыльчаткой, и вследствие плотного прижатия хорошо приработанной поверхности шайбы к торцу корпуса предотвращается подтекание воды.
Шарикоподшипники 10, на которых установлен валик, закреплены в корпусе и на валике стопорными кольцами и по бокам защищены сальниками. Между подшипниками поставлена распорная втулка 6. Подшипники смазывают густой смазкой через масленку 5, в которую смазка подается до появления из контрольного отверстия 7. Для избежания попадания воды
в подшипники в случае просачивания ее через уплотняющее устройство в корпусе насоса имеется сливное отверстие 11.
При расположении насоса в передней части блока для более равномерного распределения охлажденной воды во всей водяной рубашке и направления ее к более нагретым частям в блоке или головке через переднее отверстие рубашки вставляют водораспределительную трубу с прорезями, проходящую около патрубков клапанов, или эту трубу отливают непосредственно в блоке или головке. Нагнетаемая насосом в трубу вода поступает через прорези в водяную рубашку, омывая в первую очередь места блока или головки, подвергающиеся наибольшему нагреву. Далее вода омывает стенки цилиндров и проходит в рубашку головки, охлаждая камеры сгорания.
У дизелей ЯМЗ водяной насос расположен на блоке сбоку в нижней части и имеет ременный привод отдельно от вентилятора.
Вентилятор
Вентилятор служит для обеспечения тяги воздуха через сердцевину радиатора. Вентилятор у большинства моделей двигателей объединен с водяным насосом. Основными частями вентилятора 21 являются валик 8 (рис. 75) со шкивом 19 и лопастями. Валик 8 установлен на подшипниках в общем корпусе 3 с водяным насосом или в его крышке 20. На наружном конце валика закрепляется фланец 0, к которому крепятся шкив 19 и вентилятор 21.
Лопасти вентилятора имеют некоторый изгиб относительно плоскости вращения, чем обеспечивается тяга воздуха. Количество лопастей может быть разное. Наибольшее применение имеют четырех лопастные вентиляторы с крестообразным или Х-образпым расположением лопастей. В случае X-образного расположения лопастей, когда угол между ними не равен 90°, лопасти вентилятора получаются более жесткими, а также устраняются резонансные явления, вследствие чего при вращении вентилятора уменьшаются вибрации лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей. Применяются также пяти- и шести лопастные вентиляторы. Вращающаяся часть вентилятора тщательно сбалансируется.
Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведущий шкив закреплен на конце коленчатого вала, а ведомый — па ступице вентилятора. На шкиве вентилятора, кроме канавки (ручья) для основного приводного ремня, иногда имеются канавки для ремней привода компрессора или других вспомогательных устройств автомобиля. Для устранения буксования применяют ремень, имеющий в поперечном сечении трапециевидную форму.
Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня, поэтому в приводе вентилятора установлено специальное натяжное устройство.
При совмещенной конструкции вентилятора с водяным насосом их приводной ремень охватывает обычно также шкив 2 генератора системы электрооборудования (рис. 76, а). Натяжение ремня в этом случае производится некоторым перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта 1. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке 3. У некоторых моделей двигателей натяжение ремня изменяется специальным натяжным роликом 22 (рис. 75, б).
У некоторых моделей двигателей через шкив 4 вентилятора (рис. 76, б) вращение часто передается шкивам других устройств: шкиву 5 насоса гидроусилителя рулевого механизма, шкиву 6 воздушного компрессора и др.
У двухтактных дизелей ЯМЗ вентилятор установлен отдельно от водяного насоса в специальном кронштейне перед блоком двигателя. Для натяжения


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru