руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

СИСТЕМА СМАЗКИ РЯДНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ

У двигателя автомобиля «Волга» применена комбинированная система смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и упорные шайбы коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, распределительные шестерни, втулки коромысел клапанов и верхние наконечники штанг толкателей. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. Наиболее нагруженная часть стенок цилиндров дополнительно смазывается маслом, разбрызгиваемым в определенном направлении через боковые отверстия в нижних головках шатунов. Фильтрация масла осуществляется фильтрами грубой и тонкой очистки.
Масляный насос 18 (рис. 99) установлен в картере двигателя. Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава и своим кронштейном крепится на крышке четвертого коренного подшипника. Крышка корпуса насоса чугунная; к ней присоединен неподвижный маслоприемник 19, снабженный сетчатым фильтром. Маслоприемник имеет предохранительное устройство для пропуска масла при загрязнении фильтра. Ранее насос был снабжен плавающим маслоприемником.
Насос приводится в действие от шестерни распределительного вала с помощью промежуточного валика. Ведущая (нагнетательная) шестерня насоса стальная, а ведомая — металлокерамическая.
Нагнетательная полость насоса с помощью трубки 20 соединена с каналом в блоке, из которого масло поступает в пластинчато-щелевой фильтр 22 грубой очистки. Фильтр имеет рукоятку с муфтой свободного хода для проворачивания фильтрующего элемента и перепускной клапан 23. Из фильтра грубой очистки масло поступает в главную масляную магистраль 21, расположенную вдоль блока. С передним концом магистрали соединен редукционный клапан 14, плунжер которого с пружиной установлен в канале передней части блока, закрытом пробкой на резьбе. В случае избыточного давления клапан открывается и перепускает масло по вертикальному сливному каналу в картер.
Из главной магистрали масло по поперечным каналам в блоке проходит к подшипникам 17 распределительного вала и к коренным подшипникам 11 коленчатого вала, от которых масло по трубкам в коленчатом валу проходит через грязеуловители к шатунным подшипникам 10. Из шатунных подшипников при совпадении боковых отверстий в нижних головках шатунов с масляными каналами в шатунных шейках масло разбрызгивается на наиболее нагруженные стенки цилиндров.
Из переднего подшипника распределительного вала по выточкам на его шейке 12 масло поступает пульсирующей струей через трубку 13 на распределительные шестерни, а через отверстие — на упорный фланец.
Из заднего подшипника распределительного вала по выточкам на шейке 9 вала масло поступает пульсирующей струей в вертикальный канал 7 блока и далее по каналу в головке и через заднюю стойку 6 проходит в полую ось 4 коромысел, откуда через отверстия в оси масло поступает к втулкам коромысел клапанов и по каналу в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам 5 штанг. Лишнее масло стекает с головки и штанг вниз, смазывая толкатели 16. Из толкателей масло стекает через отверстия на кулачки распределительного вала и в поддон картера. Ко всем остальным трущимся поверхностям масло попадает разбрызгиванием и самотеком.
В систему смазки параллельно включен фильтр 27 тонкой очистки с фильтрующим элементом типа АСФО-2 (ДАСФО-2). Масло в фильтр тонкой очистки поступает по гибкому шлангу 24 из корпуса фильтра грубой очистки; очищенное масло сливается по шлангу 26 в картер двигателя.
Маслоналивная горловина 2, расположенная на крышке 1 клапанного механизма, имеет крышку с фильтром 3 системы вентиляции картера, снабженной вытяжной трубкой 8. Уровень масла определяется с помощью маслоизмерительного стержня 25, расположенного с левой стороны блока.
Давление в системе смазки контролируется указателем, датчик 15 которого присоединен к корпусу фильтра грубой очистки или с помощью переходного штуцера к переднему концу масляной магистрали блока. При
скорости движения автомобиля 50 км/ч на прямой передаче давление в системе смазки должно составлять 2,0—4,0 кг/см2.
Вентиляция картера проточная, открытая. Свежий воздух поступает в картер через комбинированный или неразборный воздушный фильтр 1 (рис. 100, а), установленный на патрубке крышки клапанного механизма; фильтрующий элемент сделан из капроновой сетки. Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке 5, верхний конец которой через лабиринтовый маслоуловитель 2 присоединен к крышке боковой камеры блока, а нижний конец имеет косой срез, вследствие чего у конца трубки при движении автомобиля образуется разрежение.
Ранее (до 1962 г.) применялась принудительная закрытая вентиляция картера с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через воздухоочиститель системы питания.
У двигателя ГАЗ-51А система смазки комбинированная; под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и упорные шайбы коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала и распределительные шестерни; ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. Стенки цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются маслом, разбрызгиваемым
из шатунных подшипников через боковые отверстия нижних головок шатунов. Фильтрация масла двойная.
Масляный насос 7 (рис. 101) закреплен снаружи наклонно с правой стороны картера и приводится в действие от шестерни распределительного вала. В насосе установлен шариковый редукционный клапан, ограничивающий давление в системе смазки до 4,5 кг /см2. Насос трубкой 11 соединен с плавающим маслоприемником 12, снабженным сетчатым фильтром. Фильтр имеет перепускное отверстие, открывающееся при загрязнении сетки фильтра. Маслоприемник расположен в масляном поддоне 15. Засасываемое насосом из поддона масло по каналам в картере и по трубке поступает в пластинчатый щелевой фильтр 10 грубой очистки масла, включенный в магистраль последовательно. В фильтре имеется перепускной шариковый клапан 9, открывающийся при загрязнении фильтра. Для очистки фильтрующего элемента поворачивают рукоятку на его корпусе.
Из фильтра масло поступает в главную магистраль 4, расположенную вдоль картера с левой стороны. Из нее масло по каналам в перегородках картера подается к подшипникам 17 распределительного вала и к коренным подшипникам 16 коленчатого вала, а из них по каналам 8 в коленчатом валу через грязеуловители к шатунным подшипникам. Через торцовое отверстие 5 в передней шейке распределительного вала масло подводится к упорному фланцу, а через канавку на шейке — в трубку 6, разбрызгивающую масло на распределительные шестерни. В обоих случаях масло подается пульсирующей струей при совпадении отверстия и канавки вращающейся шейки с каналом картера.
Наиболее нагруженная правая часть цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются пульсирующими струями масла через боковые отверстия в нижних головках шатунов в момент совпадения этих отверстий с каналами в шатунных шейках.
В клапанную коробку разбрызгиваемое в картере масло поступает через окна в нижней ее стенке, обеспечивая смазку деталей клапанного механизма. Масло к толкателям подается через отверстия из масляных карманов, отлитых около их направляющих. В карманы масло попадает путем разбрызгивания.
В систему смазки параллельно включен фильтр 20 тонкой очистки с элементом АСФО-2. Корпус фильтра трубкой 22 соединен с масляной магистралью. Очищенное масло по центральной трубке 19 сливается из фильтра в картер через маслоналивную горловину 21.
В систему смазки параллельно основной масляной магистрали включен масляный трубчатый радиатор 1, расположенный перед радиатором системы охлаждения. Подводящая трубка 2 радиатора с краном 23 и шариковым клапаном присоединена к масляной магистрали в корпусе насоса, а отводящая трубка 3 — к масляному поддону, куда и сливается охлаждаемое масло.
Масляный радиатор включают при помощи краника при температуре окружающей среды выше 20° С или при работе в тяжелых условиях. Шариковый клапан открывается при давлении более 1 кг/см2, вследствие чего устраняется возможность перепуска всего масла только через радиатор. Маслоналивная горловина 21 и маслоизмерительный стержень 13 расположены с левой стороны блока. Давление масла можно контролировать электрическим указателем 18. Датчик 14 указателя присоединен к магистрали на корпусе фильтра грубой очистки. Давление масла при скорости движения автомобиля 45—50 км/ч на прямой передаче должна быть 2—4 кг/см2.
Вентиляция картера двигателя принудительная, закрытая. Отсос картерных газов осуществляется по вытяжной трубе 6 (см. рис. 100, б), нижний конец которой соединяется с клапанной коробкой через отверстие с лабиринтовым маслоуловителем 2 в крышке коробки. Верхний конец вытяжной
трубки соединен резиновым шлангом с нижней камерой 5 воздухоочистителя, служащей для улавливания смолистых образований, имеющихся в картерных газах. Камера сообщается с центральным патрубком 8 воздухоочистителя, в который и отсасываются картерные газы.
Свежий, чистый воздух поступает в картер по шлангу 4, один конец которого через отверстие в крышке присоединен к верхней части воздухоочистителя, где имеется меньшее разрежение, а другой — к маслоналивному патрубку 7. При работе двигателя с полной нагрузкой вследствие роста разрежения в воздухоочистителе отсос картерных газов в воздухоочиститель происходит по обоим шлангам.
У двигателя автомобиля ГАЗ-53Ф система смазки имеет в основном аналогичное устройство. Вместо двух фильтров грубой и тонкой очистки масла установлен один фильтр центробежной очистки — центрифуга, в связи с чем в системе смазки произведены некоторые изменения. Применена проточная открытая система вентиляции картера, аналогичная системе вентиляции двигателя автомобиля «Волга» (см. рис. 100, а),


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru