руководство по ремонту автомобиля

  .:: Карта сайта :.Статьи.: Главная :.Поиск .: Контакты ::.  
 
 
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
ИСПЫТАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ИСПЫТАНИЕ УЗЛОВ
 

:: Реклама ::
 

 

 

 
 
 

СИСТЕМЫ СМАЗКИ V-ОБРАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ И УРАЛ

У двигателя автомобиля ЗИЛ-130 система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и его упорный фланец, опоры промежуточного валика привода распределителя и валика масляного насоса, коромысла клапанов и верхние наконечники штанг, а также толкатели. Все остальные детали смазываются маслом, поступающим при разбрызгивании или самотеком. Наиболее нагруженные стенки цилиндров смазываются маслом, разбрызгиваемым из шатунов.
Двухсекционный шестеренчатый масляный насос закреплен снаружи с правой стороны блока и приводится в действие от распределительного вала через промежуточный валик. Корпус насоса состоит из трех разъемных частей.
Каналом в блоке и трубопроводом насос соединен с неподвижным маслоприемником 15 (рис. 105) с сетчатым фильтром, расположенным в масляном поддоне 12. Верхняя секция 20 насоса, подающая масло в систему смазки двигателя, снабжена плунжерным редукционным клапаном 18, ограничивающим давление масла в системе не выше 3 кг/см2. Клапан 18 (рис. 106, б) расположен в средней части корпуса насоса и перепускает масло в случае повышения давления во всасывающую полость секции.
Нижняя секция 19 (рис. 105) насоса обеспечивает подачу масла по трубке 5 в масляный радиатор 3, включаемый краном 16 и расположенный перед водяным радиатором. В секции установлен шариковый перепускной клапан 17, открывающийся при повышении давления свыше 1,2 кг/см2. Клапан 17 (рис. 106, б) расположен в нижней крышке корпуса насоса.
Очистка масла осуществляется с помощью фильтров грубой 25 (рис. 105) и тонкой 27 очистки. Фильтр грубой очистки имеет рукоятку 26. Оба фильтра установлены в общем корпусе 9 (рис. 106, а), закрепленном в задней части блок-картера.
Фильтр грубой очистки пластинчатый, снабжен рукояткой 11 для проворачивания фильтрующего элемента 12. Фильтр включен в магистраль последовательно и снабжен шариковым перепускным клапаном 10, открывающимся в случае загрязнения фильтра при перепаде давлений 1 кг/см2. Клапан расположен в крышке корпуса фильтра.
Тонкая очистка масла производится центрифугой, включенной в магистраль параллельно. Ротор 4 центрифуги установлен на стержне 5 на упорном шарикоподшипнике 3 и закрыт колпаком 7, закрепленным на стержне корпуса гайкой-барашком 6.
Масло поступает в полость фильтра грубой очистки по каналу 14, проходит через фильтрующий элемент 12 и по центральному каналу 13 подается в систему смазки. Часть масла при этом ответвляется по каналу 15 в корпусе и проходит через канал 2 центрального стержня в полость ротора 4 центрифуги. В центрифуге масло очищается от мельчайших механических примесей под действием центробежных сил, проходит через сетчатые фильтры 8 в вертикальные колодцы ротора и выбрызгивается из ротора через жиклеры 1 в полость 16 корпуса, вследствие чего ротор приводится во вращение. Очищенное масло сливается обратно в картер. Число оборотов ротора при давлении масла 3 кг/см2 равно 5000—6000 в минуту.
При работе двигателя масло, засасываемое из поддона 12 (рис. 105) картера через маслоприемник 15 верхней секцией 20 насоса, нагнетается по каналу 21 в задней стенке блок-картера в фильтр 25 грубой очистки, поступая по пути к валику масляного насоса. Из фильтра грубой очистки часть масла поступает в фильтр 27 тонкой очистки (центрифугу), откуда очищенное масло сливается в картер, а основная часть масла проходит по каналу в маслораспределительную камеру 22, отлитую в задней перегородке блок-картера. Из камеры масло поступает в два магистральных канала 8 и 14 секций блок-картера, расположенных вдоль толкателей, и смазывает ее.
Из левого магистрального канала 8 масло по каналам 9 в стенках и перегородках картера подается к коренным подшипникам 10 коленчатого вала. По каналам в валу масло через грязеуловители 7 поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстий на шатунных шейках с отверстиями 32 в шатунах масло выбрызгивается на стенки цилиндров.
По каналам 9 из магистрального канала 8 масло подается также к подшипникам 11 распределительного вала. Через отверстия в передней шейке 6 масло поступает к упорному фланцу вала и стекает на распределительные шестерни. Из среднего подшипника 11 через отверстия в средней шейке вала масло пульсирующей струей по каналам 23 в блок-картере и головках и через стойки 29 поступает в полую ось 28 коромысел каждой секции блока. Через отверстия в оси масло проходит ко втулкам коромысел 31 и по каналу в них поступает к регулировочным винтам, обеспечивая смазку наконечников штанг, и стекает по коромыслам на клапаны и механизмы вращения клапанов. Масло, скапливающееся на головке, стекает в поддон по сливным каналам в блок-картере.
Из переднего конца правого магистрального канала 14 масло по трубке 2 подается к воздушному компрессору 30, откуда стекает по трубке 2 в поддон картера. Все остальные внутренние детали двигателя смазываются маслом, разбрызгиваемым из зазоров коренных и шатунных подшипников при вращении коленчатого вала.
Нижняя секция 19 насоса нагнетает масло по трубке 5 в масляный радиатор 3, откуда охлаждаемое масло сливается по трубке 4 в поддон картера.
Масляный радиатор включается с помощью крана 16 при температуре воздуха выше 20° С. Для контроля давления в системе смазки служит датчик 24, закрепленный на крышке корпуса фильтра грубой очистки, и электрический указатель, установленный на щитке приборов.

Масло заливают в картер двигателя через маслоналивную горловину, закрепленную в верхней передней части блок-картера. Горловина закрыта крышкой и снабжена воздухоочистителем системы вентиляции картера двигателя. Уровень масла проверяют маслоизмерительным стержнем 13, установленным в трубке с левой стороны двигателя.
Вентиляция картера проточная, открытая. Свежий воздух поступает в полость картера через комбинированный воздушный фильтр 1 (рис. 107), расположенный на маслоналивной горловине. Картерные газы отсасываются
во впускной трубопровод 2 двигателя по трубке 3 через специальный клапан 4, регулирующий проходное сечение трубки в зависимости от положения дроссельной заслонки карбюратора и разрежения во впускном трубопроводе. При полном открытии дроссельной заслонки клапан опущен вниз, проходное сечение полностью открыто. При прикрытии заслонки вследствие возрастания разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается и уменьшает проходное сечение. К клапану 4 картерные газы поступают через маслоуловитель 5, установленный на выходе из внутреннего пространства двигателя.
Система смазки двигателей автомобилей ЗИЛ-133 и Урал-377 имеет аналогичное устройство.
У двигателя автомобилей ЗИЛ-131 и Урал-375 система смазки имеет такие же устройство и действие, как и у двигателя автомобиля ЗИЛ-130.
Несколько изменена форма поддона картера, у которого углубленная часть с расположенным в ней маслоприемником насоса смещена вперед и имеет отъемную крышку, что повышает удобство очистки сетки маслоприемника. На клапане вентиляции картера установлен кран для отключения системы вентиляции, что необходимо в случае преодоления автомобилем глубоких бродов.
У двигателя автомобиля ЗИЛ-111 также применена комбинированная система смазки, но в конструкции ее имеются некоторые отличия.
Шестеренчатый односекционный масляный насос 13 (рис. 108), закрепленный снаружи с правой стороны картера, приводится в действие от шестерни, установленной на заднем конце распределительного вала. В крышке корпуса насоса расположен плунжерный редукционный клапан, отрегулированный на давление 3 см.
Через неподвижный маслоприемник 10 насос засасывает масло из поддона 11 картера и нагнетает его через корпус фильтра 20 в камеру 21, отлитую в задней части блок-картера, откуда масло поступает в два продольных магистральных канала 17 и 2 блока. Из этих каналов масло по наклонным каналам подается к коренным подшипникам 15 коленчатого вала, к подшипникам 16 распределительного вала и к гидравлическим толкателям 3. По каналам в коленчатом валу масло из коренных подшипников проходит к шатунным подшипникам 12. Через отверстие в нижней головке шатуна 8 масло периодически разбрызгивается на стенки цилиндров.
Через канал в передней шейке 4 распределительного вала масло поступает к упорному фланцу 6 распределительного вала и цепной передаче. Смазка подшипника промежуточного валика привода распределителя осуществляется из масляной камеры 21, а валика насоса — из канала, по которому масло нагнетается насосом к фильтру.
Через радиальные каналы в передней 4 и задней 18 шейках распределительного вала масло поступает пульсирующими струями по каналам в блоке и головках и через стойки в каналы 19 полых осей коромысел, а из них ко втулкам коромысел 23 и по каналам в коромыслах к наконечникам штанг. Скапливающееся на головках масло стекает в поддон по сливным каналам в блок-картере.
Масло очищается в фильтре 20 тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом. Фильтр закреплен на блоке вверху в задней части. Масло поступает от насоса в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент и в очищенном виде через центральный стержень сливается в картер.
Из правого магистрального канала масло отводится через кран 7 в масляный радиатор 5 трубчато-пластинчатого типа, откуда охлажденное масло сливается в поддон картера. Масляный радиатор расположен перед радиатором системы охлаждения.
Контроль за работой системы смазки осуществляется с помощью указателя давления, расположенного на щитке приборов. Уровень масла в картере проверяется с помощью маслоизмерительного стержня 9, расположенного с левой стороны двигателя.
Вентиляция картера проточная, открытая. Воздух поступает в картер через воздушный фильтр 1 на маслоналивной горловине. Отсос воздуха из картера осуществляется через маслоуловитель 22 и вытяжную трубку 14 с косым срезом, выведенную под брызговик с правой стороны двигателя.


 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

 

 

 

 
 
 

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. avtopromrus.ru